Из статьи брата Шимона Бонка ОР, «Требуют ли доминиканцы постоянной реформы?», 4.
Взглянем еще на правовую ситуацию во времена монашеской жизни Гумберта Романского. Официальный кодекс правовых норм, обязывающих во всем ордене, был введен в 1228 году и носил титул Liber Consuetudinum или Consuetudinarius. Это название происходит о латинского глагола constituere, что лучше всего в данном случае перевести как «упорядочить что-либо, привнести порядок, организовать что-либо». Сами же конституции, как правовые акты были известны уже в римском законодательстве как позитивное право, установленное императором.
Когда же данный проект стал конституцией, обязывающей всех монахов? Законодательный путь должен был пройти три голосования на трех очередных генеральных капитулах (вначале они проводились ежегодно, хотя случались и исключения из этого правила). На первом капитуле представляли данную инициативу, потом подавали заявку и наконец, выносили на голосование. В случае позитивного голосования, появлялся «предварительный проект», называемый inchoatio. На очередном капитуле происходило так называемое aprobatio, чтобы, в конце концов, подтвердить заявку как право для всего ордена (confirmatio). В случае появления минимально перерыва в законодательном процессе, проект снова возвращался в стадию вступительного подтверждения. Конечно, такая процедура была хлопотной в случае необходимости быстрых реформ. Однако, с другой стороны такой порядок предохранял от введения необдуманных решений, которые могли повредить структурам ордена. Первые Конституции делились на две части и предшествующее им введение. Первая часть касалась жизни конкретных членов ордена и основывалась на конституциях премонстрантов. Состояла она из 25 глав, вторая же – из 36 глав и дополнительного раздела касающегося братьев-конверсов.
Третий Магистр Ордена, создатель учебника для юристов, Раймунд Пеньяфортский, произвел значительные изменения в доминиканских Конституциях. На первый взгляд они существенно не изменились, поскольку Раймунд оставил разделение на пролог и две части. Однако в их содержании произошло много изменений. Первая часть состояла из 20 глав, которые в свою очередь оговаривали четыре сферы доминиканской жизни (вопросы духовные, принятие в орден, нормы, касающиеся повседневной жизни и дисциплинарные нормы). Вторая часть насчитывала, после реформы Раймунда, 15 глав (конвенты, выборы и настоятели, капитулы и должности). Подтверждение Конституции, реформированной Раймундом, произошло достаточно быстро, поскольку законодательный процесс закончился третьим по очереди генеральным капитулом (города, в которых проходили капитулы: Париж, Болонья, Париж).
Очередная реформа Конституции произошла уже под руководством Гумберта Романского. До сих пор я вспоминал о литургической реформе и комиссии, которая должна была эту реформу провести во время каденции пятого Магистра доминиканцев. Однако, эта комиссия не занималась только и исключительно литургией. Гумберт поручил своим сотрудникам просмотреть и поправить конституции. Результатом работы комиссии и самого Гумберта было составление так называемого Codex Prototypus. Значительным нововведением Гумберта было разделение Конституций на lectiones: фрагменты, которые позднее прочитывали во время разного рода общих занятий (трапезы, капитулы, выборы). Конечно, книги Конституций следовало в определенное время дополнять очередными поправками, и тут Гумберт обязал настоятелей вносить такие поправки.
Кроме изменений в Конституциях братьев, он совершил еще одно, важное с точки зрения законов ордена, дело, а именно – унифицировал Конституции доминиканских монахинь. Были ли изменения, которые ввел Гумберт как в праве, так и в литургии, легкими в проведении и удовлетворял ли окончательный результат всех братьев? Это было невозможно, в конце концов, на эту тему высказался сам Гумберт: «Знайте же, что воля братьев по отношению к оффицию была столь разнородна, что невозможно было касательно конституций, удовлетворить каждого брата».
Отправить комментарий