Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Духовные крестового похода, II.
А теперь представим два образа епископов крестового похода, которые находились на альбигойской территории во время священной войны, которую вел Симон де Монфор. Эти епископы были, прежде всего, паломниками, которые присоединились к действиям, чтобы получить церковные отпущения, подобно как в Святой Земле. Включились они, однако в заботы Церкви и внесли значительный вклад в военные действия. Это они финансировали поход из своих собственных доходов. Поскольку, как большинство епископов в XIII веке, были одновременно владетелями, поскольку их епископства превратились в феодальные княжества, пользуясь своей властью, они занялись также вербовкой крестоносцев, склоняя своих вассалов и других феодалов из своего окружения принять крест. Во время битв они участвовали в советах вождей, придавали смелости, поддерживали, проповедовали Слово Божье, исполняли свое пастырское служение, молились. Вот портреты двоих выдающихся французских епископов, Вильгельма и Манассии де Сеньеле, описанные в творении Петра из Во-де-Серне.
«В то время (1213), епископ Орлеана Манассия и епископ Осера Вильгельм, мужи крепкие и достойные во всех отношениях, два великие светила – лучше сказать – величайшие Церкви Франции тех времен, кроме того родные братья, решились на участие в крестовом походе против еретиков. Они решили, что толпы крестоносцев постоянно откладывают наступление, и осознали, что дело Христово находится в опасности, ибо враги веры, ободренные медлительностью крестоносцев, все смелее показывали рога (Амос 6,14, согласно Вульгате). Тогда собрали они побольше, сколько только смогли, рыцарей и выступили в путь. Заслуживает восхищения сила их духа и отвага, готовые в службе Христу не только потерять свои имения, но, если бы была необходимость, подвергнуть опасности собственную жизнь. Эти благочестивые мужи отправились с поспешностью и остановились только в Каркассоне. Их приход весьма обрадовал графа де Монфор и его немногочисленных товарищей. Епископы присоединились к графу и нашим в Фанжо, недалеко от Каркассона. Там они провели несколько дней, после чего граф вернул их в Мюре, неподалеку от Тулузы. Об этом месте мы уже выше говорили. Оттуда наши поехали верхом под Тулузу, чтобы беспокоить своих и Христовых неприятелей… Оба епископа на протяжении всего времени сопутствовали графу и каждый день подвергались опасности в службе Христу. Рыцарству, сопутствующему им в службе Спасителю они пожертвовали щедрые дары, выкупали пленников, с большим рвением исполняли обязанности священной и благородной доблести, как пристало мужам святым, коими они и были».
Пятью годами позже сам Манассия из Орлеана, на этот раз по пути в Святую Землю, будет проезжать через Рим. Ему будет сопутствовать его друг и исповедник, настоятель капитулы Святого Аниана, Реджинальд, бывший магистр канонического права в Париже. Они встретят там Доминика и его первых Братьев Проповедников в блеске полного рвения только создающейся их общины. Эта встреча будет для Реджинальда чудесным потрясением и изменит всю его жизнь; он сам присоединится к общине убогих братьев и своим словом и примером потрясет всю Болонью, в которую пошлет его Доминик: Вся Болонья гудела, казалось, что восстал новый Илия». Парижский магистр и «нежный» (лат. delicatus) каноник открыл евангельское вдохновение, которое кажется нам столь отличающимся от того, которому последовали его друзья крестоносцы. Быть может, что в психике этих людей, более сложной, чем мы полагаем, существовали какие-то тайные проход от одного к другому из этих вдохновений.
Отправить комментарий