Всегда сопутствуй смиренному Агнцу

11/14/2025, No Comment

Письмо CCХLII, св. Екатерины Сиенской епископу Анджело из Рикасолы*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Дражайший и достойный отче во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая, чтобы ты мужественно служил милой Невесте Христовой, поддерживая ее духовно так, как Она в этом нуждается в нынешние времена. Я уверена, что, если око твоего разума узрит эту нужду Невесты, ты начнешь действовать ревностно, без страха или промедления. Человек, душа которого переполнена рабским страхом, не совершит ничего совершенного, какой бы пост он ни занимал, ни в малых вещах, ни в великих. Он начнет колебаться и не доведет до конца то, что начал. О, как же опасен этот страх! Он отсекает руку святой жажды, ослепляет человека, не позволяя ему познать и узреть истину. Этот страх рождается из слепой любви к самому себе. Как только разумное творение полюбит себя чувственным себялюбием, сразу же начинает бояться, ибо полагает свою любовь и свою надежду в вещах хрупких, которые проминают как ветер и не имеют в себе никакой силы или постоянства.

Ох, коварная любовь, как же ты вредна для властителей держав, их душ и для их подданных! Если властитель – прелат, никогда не призывает к исправлению жизни, поскольку боится, что утратит прелатство и перестанет нравится верным. Точно так ведет себя подданный, ибо смирение никогда не поселяется в человеке, который любит самого себя упомянутой любовью, но поселяется в нем гордыня. А человек гордый никогда не послушен**. Если он властитель, то не держится справедливости, более того – поступает неучтиво и выносит ложные приговоры. Он руководствуется только удовольствием – своим и других творений. Когда же он перестает порицать и не выносит справедливые приговоры, то в результате подданные становятся все более худшими, поскольку полностью погружаются в своих пороках и злости.

Мы видим, что себялюбие и неупорядоченный страх весьма опасны. Посему, следует от них бежать, обращая око разума к Непорочному Агнцу, который является нашим уставом и доктриной. За Ним мы должны следовать, ибо Он – любовь и истина, и не ищет ничего кроме славы Отца и нашего спасения. Он не страшился ни иудеев, ни гонений, ни злости сатаны, ни клеветы, оскорблений или грубости. В конце же Он не устрашился позорной смерти на кресте. Мы все – ученики в Его милой и приятной школе. Посему, я хочу, дражайший и милейший отче, чтобы ты с наибольшей ревностью и доверительной мудростью обратил око разума к этой книге жизни, содержащей столь милое и благое учение. Не беспокойся ни о чем, кроме славы Бога, спасения душ и службы милой Невесте Христовой. Просвещенный этим учением ты сможешь сбросить одеяние себялюбия и облачиться в Божью любовь. Ты будешь искать только Бога, ибо в своей безмерной благости Он достоин того, чтобы Его искали и любили. Ты будешь ради Бога любить самого себя и добродетели, и ненавидеть пороки. Такой же точно любовью ты полюбишь своего ближнего.

Дорогой отче, ты прекрасно видишь, что Божья Благость поместила тебя в мистическом теле святой Церкви, вскормив тебя грудью этой милой Невесты только для того, чтобы ты мог принимать пищу славы Божьей и спасения душ за столом святейшего креста. Он не желает, чтобы мы подкреплялись где-то еще, как только на кресте, перенося физические труды, а также всевозможные пламенные желания так, как это делал Сын Божий, который переносил телесные мучения и муку жажды. А крест жажды был большим, чем крест телесный. Жаждал Он нашего спасения и хотел его совершить во имя послушания Вековечному Отцу, но пока не утолил эту свою жажду, страдал и мучался. Более того, как Премудрость Вековечного Отца видел тех, кто принимает Его Кровь, а также тех, кто – по причине своих грехов – Ее не принимает. Кровь была пожертвована всем, посему Он страдал и печалился неверием тех, кто не хотел Ее принять. Именно это и было той крестной жаждой, которая постоянно сопутствовала Христу. Когда завершилось Его страдание и мука, осталась печаль этой жажды, которая постоянно продолжается.

Дорогой отче, ты должен поступать точно так. Пожертвуй труд села и мученье жажды, печалясь по причине оскорбления Бога и осуждения столь многих душ, которые гибнут на наших очах. Мне кажется, достойный отче, что пришла пора, когда следует воздать честь Богу, а ближнему – труды. Не следует уже больше действовать согласно чувственному себялюбию с рабским страхом, но – с истинной любовью и святым страхом Божьим. А если появится необходимость отдать жизнь ради славы Божьей, нужно отдать жизнь, а не только материальные блага. Уповаю, что благодаря бесконечной благости Бога ты именно так и поступишь, как человек мужественный. Надеюсь, что ты выстоишь в том, что начал, то есть останешься верным сыном святой Церкви***. Ты достигнешь огромного совершенства, если будешь упражняться в добродетелях. Выдержка и постоянство, которые ты до сих пор оказывал, приносят мне большую радость. Прошу тебя, преподобный отче, не отступай никогда в жизни. Поступай как человек добродетельный, и станешь тем благоухающим цветком, каким должен быть и мистическом теле святой Церкви. Ибо ты прекрасно знаешь, что те, кто не отважен в завоевании добродетелей, никогда не стойки.

Дорогой отче, я сказала, что жажду узреть тебя как человека отважного, а не пугливого, чтобы ты смог исполнить волю Бога и утолить мою жажду твоего спасения. Всегда сопутствуй смиренному, непорочному Агнцу, и встретишь нашего Царя, который пришел к нам каменистой улицей, смиренный и кроткий****. При виде такого смирения Бога, который стал малым, чтобы мы стали великими, пусть же устыдится твоя чувственность, подговаривающая тебя к нетерпению и бунту. Первая благая Истина учит нас, как мы можем стать великими. Как? Унижаясь с глубоким, истинным смирением. Посему я сказала, чтобы мы у Христа учились смирению и кротости сердца.

Давай же, вперед, живее, дражайший отче! Воспрянем же ото сна халатности и отважно побежим следами учения Истины.

Больше ничего уже не скажу. Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

Около Пасхи 1377 г.

* Анджело из Рикасолы (замок в Тоскане), епископ Соры и Аверса, с 1370 – епископ Флоренции, которую покинул после оглашения интердикта. В 1383 годы был назначен епископом Фаэнцы, а потом Ареццо, где и умер в 1403 году. Сохранилось три письма св. Екатерины, адресованные ему.

** Подчиненный, который является человеком гордым, служит настоятелю против своей воли и только с рабским страхом.

*** Епископ, в споре своего города с папой стал на сторону последнего. После оглашения интердикта, чтобы не нарушать его, он оставил Флоренцию, за что на него наложили штраф – десять тысяч лир. Епископ штраф не заплатил и больше никогда не вернулся во Флоренцию.

**** Аллюзия ко входу Христа в Иерусалим, подсказанная правдоподобно литургией Вербного Воскресенья, когда более-менее это письмо было продиктовано.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий