Письмо CCLХХ, св. Екатерины Сиенской Григорию XI
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Милейший Отче Святой в Иисусе Христе. Я, Екатерина, твоя недостойная и негодная дочерь, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу Вашему Святейшеству в драгоценной Крови Христовой переполненная жаждой, которую уже давно питаю, узреть тебя как мужественного Ее стража, свободного от всяческого страха. Ты, Отче – страж Божьего погреба, в котором хранится Кровь Единородного Его Сына, которого ты замещаешь на земле. Только из твоих рук можно получить Кровь. Ты, Отче Святой, кормишь верных христиан, ты – как матерь, ибо кормишь нас молоком Божьей любви. Не даешь нам ни Кровь без огня, ни огня без крови, ибо кровь была пролита с огнем любви.
О, владыка наш, говорю, что уже давно жажду узреть тебя человеком мужественным, лишенным всяческого страха, следующим милому и любящему Слову, которое отважно устремилось на позорную крестную смерть, чтобы исполнить волю Отца и спасти нас. Это милое Слово вернуло нам мир, ибо стало посредником между Богом и нами. Не смотря на нашу неблагодарность, оскорбления, насмешки и обиды милое Слово так сильно желало нашего спасения, что не избегало позорной смерти на святейшем кресте. Ибо прекрасно знало, что иначе мы не могли бы достичь мир.
О, Отче Святой, прошу тебя ради любви Христа Распятого, ступай Его следами! Ой, горе мне, горе бедной несчастной! Мира, взываю, ради любви Божьей, мира! Не обращай внимание, Отче, на нашу низость, неблагодарность и невежество, также на страдания, причиненные тебе твоими взбунтовавшимися сынами. Ой, Боже мой, Боже, терпением и добротой победи их злость и гордыню! Смилуйся над множеством душ и тел, которые чахнут и гибнут. О, пастырь наш, страж Крови Агнца, пусть не сдерживает тебя какой-либо труд, позор или обиды, которые на тебя падут, рабский страх или же коварные советники сатаны, которые ничего иного не советуют, как только войны и беды. Все это, Отче Святой, пусть не остановит тебя от пути на крестную смерть. По примеру Христа, как Его наместник, переноси страдания, позор, невзгоды и неси крест святой жажды, которая является жаждой славы Божьей и спасения твоих сыновей. Алчи и жажди, око разума направь на Крест и посмотри, сколько зла приносит эта коварная война, а сколько добра – мир.
Ой, горе мне, горе, Отче мой! Печальна и несчастна душа моя, ибо преступления мои – причина всяческого зла. Кажется, что сатана взял на себя господство над миром не благодаря собственной силе, а потому, что мы сами дали ему власть. Куда бы я не взглянула, вижу коварных людей, приносящих ему ключи свободной воли; миряне, монахи и священники с гордыней в сердце стремятся к наслаждениям, должностям и богатствам мира сего, впадая в разврат и деградацию. Однако, я вижу, что Богу особенно отвратительны эти цветы, посаженные в мистическом саду святой Церкви*, которые должны быть ароматными цветами, а их жизнь – зерцалом добродетелей. Должны они любить и наслаждаться славой Божьей и спасением душ, в то время как они являются поклонниками самих себя, своими пороками увеличивая пороки иных. Вступают в союз с гонителями милой Невесты Христовой и Вашего Святейшества.
Ой, Боже, Боже, мы – изгнанники, отправленные в страну смерти и мы развязали войну с самим Богом! Ах, Отче мой, ты был нам дан как посредник, творящий мир. Однако, я не думаю, что можно было бы установить мир, если ты не примешь крест святой жажды, как я это уже сказала. Мы в состоянии войны с Богом, ибо взбунтовавшиеся сыны воюют с Богом и с Вашим Святейшеством. Бог же хочет и требует, чтобы ты, согласно с властью, которую ты имеешь, вырвал мир из когтей сатаны. Удали смрад испорченных управляющих святой Церкви, выбрось смердящие цветы, и посади цветы пахучие, людей добродетельных, живущих в страхе Божьем. Прошу также, чтобы ты соблаговолил унизиться, так как только можно и заключить мир, спасая Церковь и сохраняя чистую совесть. Бог хочет, чтобы Ваше Святейшество более заботились о душах и о делах духовных, чем о временных благах. Отче Святой, действуй отважно, ибо Бог с тобой. Освободись от всяческого страха. Когда же встретишь множество трудностей и переживаний, не страшись ничего, но укрепись во Христе, сладостном Иисусе. Ибо так, как среди шипов цветут розы, точно так среди множества страданий совершается реформа святой Церкви. Когда ты вознесешь вверх святой крест, свет рассеет тьму, в которой пребывают христиане и неверные. Отче Святой, сделай все, что можешь, действую ревностно без халатности, ибо ты – наш инструмент и посредник. Таким образом ты станешь истинным управляющим Церкви, исполнишь Божью волю и жажду Его слуг, которые умирают от боли, и не могут умереть, видя огромное оскорбление их Творца и профанацию Крови Сына Божьего. Больше уже не могу.
Прости мне, Отче Святой, мою дерзость, но оправдание мое – любовь и боль.
Больше ничего уже не скажу. Отче Святой, отдай жизнь за Христа Распятого, искорени пороки, и насади добродетели, укрепись и не страшись. Выстой в святой и благой любви Божьей. Сильно жажду предстать перед Вашим Святейшеством, ибо многое имею сказать. Однако, до сих пор не явилась, так как имела много дел, полезных для Церкви**. Мира, миря, во имя любви Христа Распятого! Хватит уже войны!
Отче, рекомендую тебе Аннибальдо, твоего верного слугу***. Пишу это письмо в нашем новом монастыре – Саната-Мария-дельи-Анджели, который ты мне даровал****. Смиренно прошу благословения. Вверяют себя вашему Святейшеству покорные слуги: магистр Иоанн и брат Раймонд*****.
Да пребудет с тобой Иисус Христос Распятый. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Правдоподобно февраль 1377 г.
* Цветы – это священники и прелаты. Мистический сад Церкви означает здесь только духовных особ.
** Папа уже пригласил Екатерину в Рим, она же в это время заканчивала Диалог и занималась основанием монастыря.
*** Правдоподобно речь идет о племяннике кардинала Тебальдески, находящегося в Риме.
**** Обратившейся благодаря св. Екатерине сиенский дворянин подарил ей свою крепость, называемую Белькаро с большим участком земли. 25 января 1377 года правительство Сиены позволило превратить замок в монастырь, с согласия папы. После торжественного основания Екатерина несколько недель пребывала в Белькаро (февраль-март).
***** Магистр Джованни Тантуччи и Раймонд Капуанский, известные папе, поскольку были с Екатериной в Авиньоне. Одному из них она диктовала это письмо.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР



Отправить комментарий