Письмо CCXXXVIII, св. Екатерины Сиенской Григорию XI*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Отче Святой, Отче мой во Христе, сладостном Спасителе, твоя недостойная и жалкая дочерь, Екатерина, вверяет себя тебе в драгоценной Крови Сына Божьего. Жажду узреть исполнение воли Бога и твоей жажды, жажду узреть высоко вознесенный вверх штандарт и знак святейшего креста. Кажется, что сладостная воля Бога такова, чтобы ты вознес этот знак, и знаю, что также и ты, Отче Святой, сильно этого желаешь. Если же Бог хочет, а ты имеешь добрую волю, то прошу тебя и заклинаю любовью ко Христу Распятому, не будь медлителен. Если сладостный и благой Иисус дает тебе возможность сделать святой начало, сделай это тотчас же. Если это сделаешь, Бог обеспечит огромное благополучие твоей Невесте и с помощью Божьей ты перейдешь от войны к миру.
Я припоминаю, что, когда я предстала пред Вашим Святейшеством, ты сказал мне, что нужно найти какого-нибудь храброго князя, чтобы сделать его вождем, ибо иначе ты не видишь возможности предпринять поход. И вот, предводитель найден! Отче Святой, принц Людовик Анжуйский ради любви ко Христу и чести креста, с жаждой исполненной любви хочет взять на себя этот труд, который кажется ему легким благодаря любви, которую он питает к этому святому паломничеству*. А труд этот покажется ему еще легче, если ты, Отче мой милый, пожелаешь взять его на себя вместе с ним.
Ой, бедная я, несчастная, сладостный Боже любви! Отче, не медли уже дольше с исполнением твоего желания и сладостной воли! Еще теперь, пока есть на это время, умело храни сокровища и дары, которые тебе Христос ниспосылает.
Кажется мне, Отче Святой, что Божья благость требует от тебя совершить три дела. За первое я уже благодарю Бога, ибо Он возжелал укрепить сердце Вашего Святейшества. Соделал постоянным твое сердце и поддержал в борьбе с теми, которые хотели помешать тебе в том, чтобы отправиться и принять во владение твое место. Я радуюсь и прославляю твою стойкость в исполнении воли Божьей и твоего благого желания.
А теперь прошу тебя, Отче, быстрее сделай оставшиеся два дела. Я молилась нашему сладостному Спасителю, так как ты просил меня через послов – и Он открыл мне, что я должна сказать тебе, что ты обязательно должен идти. Извиняясь перед Ним и говоря, что чувствую себя недостойной объявлять такие тайны, я сказала: «Господи мой, если хочешь, чтобы он пошел, прошу тебя, соделай большим и более горячим его желание идти». А сладостный Спаситель ответил с благостью: «Скажи ему, что Я ниспошлю ему некое знамение в подтверждение моей воли; чем больше будут его отвлекать от выезда, тем выразительнее почувствует он в себе силу, которая не лежит в его природе и которой ни одни человек не может у него отобрать. А теперь говорю тебе: желаю, чтобы он поднял святейший крест над головами неверных, а также головами своих подданных, то есть тех, кто пасется и питается в саду святой Церкви и которые являются распорядителями моей Крови. Желаю, чтобы он поднял над ними крест для того, чтобы уничтожить их пороки и ошибки. Когда же он вложит крест в руки добрых пастырей и настоятелей святой Церкви, будут искоренены всяческие пороки, а насажены добродетели. Если до сих пор было иначе, то пусть по крайней мере новые пастыри будут добрыми и добродетельными людьми, не боящимися смерти своего тела. Бог не хочет, чтобы они обращали внимание на посты, почет и мирские похвалы, поскольку Христос о них не заботился, но обращал внимание только на величие духа и богатство добродетелей. Люди благие и добродетельные, благодаря любви ко кресту, смогут уничтожить пороки людей злых».
Очень тебя прошу, Отче Святой, умоляю милостью Агнца замученного, закланного и оставленного на кресте, как Его наместник, исполняй Его волю. Делай все, что в твоих силах, и тогда будешь оправдан пред Богом и успокоишь свою совесть. Если этого не сделаешь, Бог сурово отчитает тебя. Я надеюсь на благость Бога и на твою святость, веря, что ты сделаешь, что сможешь, Отче. Так как ты совершил уже одно, то есть – возвращение**, точно так совершишь святой поход и удалишь увечья из тела святой Церкви.
Ничего больше уже не скажу. Прости мне, Отче Святой, мою дерзость. Будь внимателен к принцу, который (я это знаю) придет, чтобы с огромным рвением уговаривать тебя к святому паломничеству, как я уже об этом упоминала. Во имя любви Божьей, согласись с ним и исполни его горячее желание!
Выстой в святой и благой любви Божьей. Смиренно прошу Ваше Святейшество уделить мне благословение. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Первые дни сентября 1376 г.
* Принц Людовик Анжуйский перебывал в это время при папском дворе, поскольку представил Григорию XI мемориал против Педро Арагонсокго, который владел (по мнению Людовика, незаконно) Майоркой, которая некогда принадлежала семье Анжу. Некоторые предполагают, что король Карл V послал принца, чтобы тот отговорил папу от уже принятого решения возвратиться в Рим. Папа ответил на упомянутый мемориал 15 сентября, уже будучи в пути. В то же время не существует точных сведений на тему отношения принца Людовика к крестовому походу.
** Выезд папы был уже решен, поэтому св. Екатерина считает его совершенным.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий