Как Агнесса по внушению свыше построила монастырь… (продолжение)

7/28/2025, No Comment

Из книги Житие св. Агнессы из Монтепульчано, Глава V,b (46-50).

Итак, после того, как раба Господня поняла сии возвышенные и спасительные наставления, ей, словно шару, поставленному на грани скатной плоскости, в качестве толчка хватило касания божественного вдохновения, и она пришла в движение: ничуть не мешкая, препоручила свои обязанности некой смышлёной сестре, которой предстояло занять её место в монастыре, а сама вместе с сестрой Екатериной, связанной с нею узами близкой дружбы, вскоре прибыла в упомянутый город Монтепульчано. Там она в кругу родных и близких объявила о своём желании основать монастырь; и они, радуясь, что добились исполнения своей просьбы, стали между собой обсуждать, какое место [для этого] будет удобно и подходяще. Обдумав [их предложения], преподобная молвила так:

- Вам об этом нет нужды беспокоиться, потому что я по научению Божию уже всё нашла; лишь бы вы согласились мне помочь. Замысел мой заключается в том, чтобы заложить [монастырь] на холме возле ворот, где ныне блудницы бесчестят общественные нравы, и, изгнав оттуда мерзость греховную, собрать общину благочестных инокинь.

Но они, изумившись её похвальному и необычайному намерению, стали расспрашивать, какую она хотела бы помощь от них получить на такое дело. На что она ответила:

- Помощь мне от вас нужна такая: если у вас есть деньги, ссудите; если нет, будьте, пожалуйста моими поручителями перед заимодавцем, потому что я хотела бы полностью выкупить прилегающие к тому холму участки и твёрдо надеюсь, что с помощью Всемогущего Бога деньги, которые вы ссудите или за которые поручитесь, будут возвращены в ближайшее время без каких-либо затрат с вашей стороны.

Итак, все родственники поверили деве, и, взяв под их поручительство заем, преподобная в надежде на грядущее воздаяние Божие руку свою простёрла на труднейшие (ср. Вульг. Прит. 31:19) дела и, с соблюдением всех законных требований целиком выкупив упоминавшийся выше холм, изгнала диавола из обиталища его, учредила обитель Христову. И так ночь сменилась днём, а тьма обратилась в свет, и дивный в Своих святых Бог неизреченной силой Своей и могуществом чрез рабу Свою извлёк великое добро из великого зла. Все горожане и тамошние жители изумились при виде того, как ничего не имевшая инокиня тратит такую большую сумму денег (тысячу двести сиенских золотых!), а равно же и того, как у них на глазах на место гнуснейшего срама внезапно вселяется эдакое целомудрие; а, к изумлению своему, прибавили они хвалу Творцу и прониклись почтением к преподобной, столь отважно принявшейся за дело.

А она, как могучая воительница, мужественно начав, ещё мужественнее взялась за продолжение и, снеся дом диавольской мерзости, отважно приступила к строительству дома Божия, денно и нощно неустанными и пылкими молитвами испрашивая у Господа обещанную помощь. Ну а благоухание её святости распространялось; и с каждым днём ширилась молва о чудных её деяниях, прошлых и настоящих; и на сладостный дух любви её стекались отовсюду девушки (ср. Вульг. Песн. 1:3), посвящая девство своё Богу и смиренно вверяя себя в вечное послушание. Но она, как истинная католичка, не желая входить иначе как через дверь (ср. Ин. 10:1), направилась к местному епископу и вместе с сёстрами смиренно просила разрешения заложить церковь во имя Приснодевы Марии, принять устав бл. Августина и учредить монастырь сего устава. И по мановению Божию она в ответ на просьбу свою получила безоговорочное и радушное разрешение, о чём доныне свидетельствует публичное извещение, которое я несколько раз видел. Сверх того, по прошествии некоторого времени она во исполнение божественного предначертания исходатайствовала сначала у того же епископа, а затем у некоего кардинала, легата Апостольского престола, чтобы опека над монастырём была целиком и полностью вверена Ордену Проповедников – свидетельством чему служит жалованная грамота с печатью. [А получилась так оттого], что Верховный Пастырь изволил чрез наместников Своих ясно показать, как угодны труды Агнессины о очах Величества Его.

Не только через Своих наместников, но и через верных мирян изволил Господь показать, что угодны были Ему труды Агнессы. Ибо, как мне стало известно из сообщения одного чрезвычайно надёжного мужа из Монтепульчано, прежде чем преподобная возвратилась туда, случилось так, что пришёл конец жизни некоему монтепульчанцу, и преставился он от тела, а перед смертью составил завещание и, между прочим, завещал замужней дочери сто кортонских золотых, повелев ей потратить их во искупление его грехов на самое богоугодное дело. По смерти его верная дочь усердно старалась исполнить волю отца своего, но не знала, какое дело Богу угоднее, а потому смиренно ходила по рабам и рабыням Божиим, нижайше прося их молиться о ней, дабы указал ей Господь, как бы потратить упомянутые деньги во спасение души отца своего. Когда же наряду с прочими она обратилась к одной хворой нищенке, которая служила Господу в великом смирении и терпении, а чтобы придать ей рвения, поддержала её в нужде из своих земных благ. Ну а та, памятуя о пожелании своей благодетельницы и стремясь удовлетворить её просьбу, сосредоточилась изо всех сил на том, чтобы умолить Бога, да укажет сей щедродательнице то, что она хотела [узнать].

И когда она молилась, пришла в экстаз и увидела на холме возле ворот, где преподобная собиралась построить церковь и собрать общину дев, на месте, куда теперь сёстры сходятся в канонические часы на прославление Бога, некую лестницу, устремлённую к небесам, верхушка которой касалась неба, и ангелы Божии восходили и нисходили по ней (ср. Быт. 28:12).

Когда она добросовестно поведала о том упомянутой дочери покойного отца, та, не будучи в силах постичь этого видения (главным образом потому, что в то время там проживали публичные девки, а в том месте, откуда, как открылось в видении, поднималась лестница, жила в беззакониях своих какая-то чёртова старуха, «мамаша» всех этих непотребств, наживавшаяся на распутстве), снова попросила упомянутую нищенку христолюбивую молить Господа, дабы показал яснее, чего Он хочет. Та помолилась, Господь повторил то же самое видение, и упомянутая наследница не поняла, к чему это. И тогда случилось так, что через некоторое время из Прочено явилась дева Агнесса, купила упомянутый холм, изгнала диавола с его мерзостями и основала обитель святости. Проведав о том, она увидела, что видение оной нищенки по благодати Божией дивным образом разъяснилось, и тотчас же предложила оные деньги деве Агнессе, сказав:

- Благодарю Всемогущего Господа, пославшего тебя сюда по Своей милости, дабы принять это пожертвование во спасение души моего отца.

Когда же она связно рассказала обо всём вышеописанном, обе возвеличили Всевышнего, ясно увидев, насколько начинаемое дело угодно Богу.

Перевод: Константин Чарухин

No Comment

Отправить комментарий