Путь Агнца Распятого

7/11/2025, No Comment

Письмо CCXXXV, св. Екатерины Сиенской королю Франции*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Дражайший господин и отче во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая узреть, как ты хранишь святые и милые заповеди Божьи. Ибо считаю, что иначе мы не можем участвовать в плоде Крови Агнца непорочного. Сей Агнец, сладостный Иисус, указал нам путь. Сказал он так: Ego sum via, veritas et vita (Я есть путь, истина и жизнь (Ин 14,6)). Он – милый Учитель, который взойдя на кафедру креста, учит нас доктрине.

Досточтимый отче, присмотрись, что это за доктрина и путь. Путь Христов выстлан терньями, невзгодами, оскорблениями, болью и грубиянством, которые следует переносить с истинным смирением, а также с голодом и жаждой. Христос, насытившись оскорблениями, позволил себя прибить и прикрепить ко кресту ради славы Отца и ради нашего спасения, для того чтобы через свои страдания и позор искупить наши вины и смыть наш позор, которым мы были покрыты в грехе. Взял Он на себя и на своем теле воздал за наши преступления, и сделал это из любви, а не из обязанности. Этот милый Агнец, наш Путь, презрел мир со всеми его роскошами, возненавидел пороки и возлюбил добродетели. Ты же, милостивый государь, как верный сын и слуга Христа Распятого, иди Его следами и шагай тем путем, который тебе указал. Переноси с истинным терпением всяческие страдания, невзгоды и боли, которые по Божьему попустительству приготовит тебе мир. Ибо терпение никогда не будет побеждено, но это оно побеждает мир. Стань и всегда будь любителем добродетелей, основанных на святой и истинной справедливости, а также на презрении пороков.

Прошу тебя, господин, во имя любви Христа Распятого, чтобы ты как король сделал прежде всего две вещи. Первое – презри мир и его роскоши, а также себя самого, владея собой и своим королевством не как своей собственностью, но как вещью, взятой в долг. Ибо ты прекрасно знаешь, что не являются твоими ни жизнь, ни здоровье, ни богатства, почет, положение или власть. Если бы все это было твоим собственным, ты бы мог владеть и пользоваться, как бы хотел. Иногда больной человек хотел бы быть здоровым, мертвый – живым, бедный – богатым, а слуга – господином. Но все эти вещи не являются собственностью человека и может он их иметь только тогда, когда понравится Тому, кто ему их дал в долг. Если же кто-либо присваивает себе то, что ему не принадлежит, то является попросту вором и разбойником, достойным смертной кары. Посему прошу тебя, господин, будь человеком рассудительным и владей надлежащим способом вещами, данными тебе в долг Тем, который назначил тебя своим управляющим.

Второе, о чем я тебя прошу, это сохранение святой и истинной справедливости, неотравленной ни себялюбием, ни лестью или удовольствиями. Следи за своими чиновниками, следя, чтобы они не обижали бедных, сдирая с них деньги. Будь отцом убогих как распорядитель того, что дал тебе Бог. Сделай так, чтобы все преступления в твоем королевстве были покараны, а добродетели – вознаграждены. Ибо так следует поступать во имя Божьей справедливости.

Третье, что я требую от тебя, это – блюсти учение, переданное тебе Учителем на кресте. Наиболее же я жажду узреть у тебя любовь к ближнему твоему, с которым так долго уже ведешь войну**. Ты ведь знаешь, милостивый государь и король, что без корня любви дерево души не принесет плодов, но высохнет, ибо, взрастая на почве ненависти, не может получить благодати. Ой, Боже мой, Боже, дражайший отче, первая милая Истина учит тебя и велит исполнять заповеди любви в Богу и к ближнему. Он сам дал тебе пример, ибо когда повис на кресте, а иудеи кричали: «Распни!», Он воззвал смиренным и кротким голосом: «Отче, прости тех, которые меня распяли, ибо не ведают, что творят» (ср. Лк 23,34). Посмотри, сколь велика Его любовь, если не только прощает иудеев, но еще и оправдывает их перед Отцом. Что за пример и учение! Вот, праведный, который никогда не согрешил, претерпевает муки от неправедного, чтобы понести наказание за наши преступления! Ах, как же должен стыдиться человек, который слушает сатану и чувственность, более заботится о то, как добыть и накопить мирские богатства (хотя все они – суета и уносятся как ветер), чем о своей душе и о душе своего ближнего. Ненавидя ближнего, ненавидит также и самого себя, поскольку ненависть лишает его Божьей любви. Глупый и слепой, не видит, что мечом ненависти к своему ближнему он убивает себя.

Прошу тебя, милостивый король, и хочу, чтобы ты подражал Христу Распятому и любил спасение ближнего твоего. Тогда ты покажешь, что следуешь Агнцу, который так жаждал славы Отца и спасения душ, что выбрал телесную смерть. Точно так сделай и ты, милостивый государь. Не переживай, что потеряешь богатства мира сего, ибо такая потеря будет для тебя приобретением, если только сможешь примирится со своим братом. Я удивляюсь, что ты боишься утратить временные блага и жизнь. Посмотри только, какое уничтожение душ и тел причинила эта война; сколько монахов, женщин и дев было опозорено и изгнано. Хватит этого, хватит, ради любви Христа Распятого! Знаешь ли ты, господин, что, не делая того, что в твоих силах, ты стаешь причиной этого зла? Этот спор и война – зло и для христиан, и для неверных, ибо задерживали и далее задерживают святое паломничество. Даже если бы не настало какое-нибудь новое зло, то мне кажется, что мы должны ожидать Божьей кары.

Прошу тебя, отче, перестань быть причиной столь великого зла, перестань мешать столь великому благу, коим является возвращение Святой Земли, а также этих несчастных душ, которые не имеют до сих пор участи в Крови Сына Божьего. Ты должен стыдится этого, ты, господин, а также другие христианские властители. Ибо стыд перед людьми и позор перед Богом то, что ведешь войну со своим братом, а противника оставляешь в покое, что стремишься забрать чужое, а не отобрать свое. Хватит уже этой глупости и ослепления! Говорю тебе во имя Христа Распятого, не откладывай уже далее заключение мира, но подпиши его тотчас, а всю войну перенеси на неверных. Поддержи святое паломничество и помоги вознести знак святейшего креста, ибо в смертный час Бог осудит тебя и других за грех огромной небрежности и невежества, которые вы совершали и совершаете каждый день. Во имя любви Христа Распятого и ради твоего блага, не спи дольше! Милостивый государь, не теряй времени, которое еще у тебя осталось, ибо время коротко, и ты должен умереть, и не знаешь когда.

Пусть же возрастает в тебе, господин, огонь святой жажды, чтобы выступить за святым крестом и примирится с твоим ближним. Таким образом ты исполнишь учение Агнца, пойдешь Его путем и сохранишь Его заповеди. Путем Агнца ты пойдешь тогда, когда будешь терпеливо переносить страдания и кривды. Учение Христа ты исполнишь тогда, когда примиришься со своим ближним ради любви Божьей. Эту любовь ты явишь также, выступив за святейшим крестом в святом и милом походе. Кажется мне, господин, что твой брат, принц Анжуйский, хочет принять участь в этом святом предприятии и хочет взять на себя все труды. Разве совесть позволит тебе бросить столь огромное благо и отречься от святого и милого похода? Ныне это для тебя единственный способ, чтобы пойти по следам Христа Распятого, исполнить волю Божью и мою, а также исполнять святые заповеди Божьи. Вспомни, что я сказала, как сильно жажду, чтобы ты хранил святые заповеди Божьи.

Ничего больше не скажу. Прости мне, господин, мою дерзость. Выстой в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

Август 1376 г. (Письмо было написано в Авиньоне по совету принца Людовика Анжуйского ср. письмо CCXXXVII).

* Карл V Мудрый из династии Валуа (1337-1380), сын Иоанна II Доброго, начал править страной после того, как в 1356 году отца взяли в плен англичане. В 1360 году подписал трактат с Англией и добился освобождения отца. Продолжал Столетнюю Войну, а также войну с королем Наварры. Был против отъезда Урбана V из Авиньона. В 1378 году сперва признал Урбана VI, но вскоре после этого поддержал антипапу Климента VII, ср. письмо CCCL.

** Речь идет о Столетней войне с Англией.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий