Вспоминаем св. Марию Альфонсину Даниль Гаттас, деву, терциарку и основательницу монашеской конгрегации
Мария родилась в Иерусалиме 4 октября 1843 года в семье палестинских католиков Даниля и Катарины Гаттас, отличавшихся особенной преданностью Деве Марии, ежедневно молящихся Розарий. Ее назвали Султане, то есть Государыня, но при крещении, которое она приняла 19 ноября того же года, ее нарекли именем Мариам.
В пятнадцатилетнем возрасте, преодолев некоторое сопротивление со стороны отца, она добилась согласия поступить в постулат Конгрегации Сестер Святого Иосифа Явления (Institutum Sororum a S. Joseph ab Apparitione). Эта конгрегация, основанная св. Эмилией де Виалар в 1832 году, занималась воспитанием и образованием девочек. На Святую Землю сестры прибыли в 1848 году по приглашению францисканцев. Им была поручена просветительская миссия в школах Святой Земли, которую они продолжают осуществлять в Иерусалиме, Яффо, а также в школе Святого Иосифа в Вифлееме. Название общины отражает явление, описанное в Евангелии от Матфея 1:21, в котором ангел советует Иосифу не бояться взять Марию себе в жены. Мириам училась в их школе и пожелала присоединиться к этой Конгрегации. В 1860 году она вступила в общину и три года спустя, на Голгофе, принесла свои первые обеты и приняв монашеское имя Мария Альфонсина. Но Патриарх Иерусалима, Иосиф Валерга (первый латинский епископ в Иерусалиме после восстановления патриархата в 1847 году), запретил молодой монахине покидать пределы Святой Земли, поэтому обучение и монастырскую формацию она прошла на родине.
Храм Гроба Господня
Еще в достаточно юном возрасте она получает назначение на должность учителя религии в Иерусалимской школе, в которой она преподавала в течение двух лет, проявив прекрасный педагогический талант и апостольское рвение. Она отличалась глубоким благочестием и твердой приверженностью католической вере. Ученицы полюбили монахиню, которая была практически их ровесницей, а она подумывала о том, чтобы объединить их в общину, как Сестринство Непорочного Зачатия. Позже она предложила приходскому священнику организовать ассоциацию для христианских матерей, предложив себя в качестве помощника. Эти ассоциации существуют в Иерусалиме и сегодня.
В 1862 году ее перевели в Вифлеем, где она стала очень важным ориентиром в духовном развитии его жителей, особенно девочек в школе.
Однако Господь готовил ее к другой миссии.
Первое (из многочисленных) явление Богородицы она пережила в торжество Богоявления 1874 года. Она молилась розарий в оратории монастыря, когда Дева Мария предстала в светящемся облаке с раскрытыми руками. На ее груди был крест, с которого свисали четки, образовывая круг, они касались ее распростёртых рук и опускались почти до ног. Голова Богородицы была окружена венцом из пятнадцати звезд. Под ее ногами были два облака в которых сияли два рядя по семь звезд. 31 мая того же года, в той же часовне и снова во время молитвы розария, у монахини было второе видение Богородицы. По этому случаю она впервые испытала внутреннее вдохновение, которое привело ее к основанию Конгрегации Сестер Розария.
По совету своего духовного наставника, она начала описывать эти явления и свои беседы с Пресвятой Девой в своих дневниках, которые стали известными только после ее смерти.
«С тех пор, - писала она, - как моя возлюбленная Матерь оказала мне благословение своим посещением, я чувствую себя отделенной от всех земных чувств и от всего преходящего. Я чувствую жгучую жажду переносить все трудности и всяческую боль, какими бы они ни были. Горечь и страдания становятся для меня сладостными, одиночество я считаю раем, а послушание для меня – наслаждение моего сердца и моего духа. Мне легко выполнять распоряжения настоятелей с неописуемой любовью. Моя Матерь изливает на меня обильные добродетели без всякой моей заслуги и без особых усилий в их применении».
Как явствует из ее дневников, Дева Мария попросила ее основать новую монашескую конгрегацию для слежения арабской молодежи. Эта просьба вызвала у нее тревогу, поскольку она осознавала свою несостоятельность и неспособность взять на себя столь смелое задание. Она долго медлила и колебалась, словно выжидая, прежде чем предпринять хоть какие-то первые шаги в этом направлении.
В этот период она достигла огромных высот в мистическом единении с Богом, в любви и подражании Деве Марии, которую она часто призывал с помощью Розария.
Она открыла свое сердце латинскому патриарху Иерусалима, монсеньору Винченцо Бракко, который назначил ее духовным наставником о. Антонио Беллони. Следующим ее духовником стал о. Юсуф Таннус, священник, одаренный глубокой мудростью и пользовавшийся большим уважением. Фактически, он стал материальным исполнителем желания Девы Марии при основании Конгрегации сестер Розария и духовным наставником сестер. Пресвятая Дева в сокрытии указывала им путь, по которому нужно идти.
В праздник Богородицы Розария в 1877 году, после причастия, сестра Мария Альфонсина имела очередное видение: «Я увидела монастырь, устроенный в форме круга, как венец. Богородица Розария стояла на террасе, над входом. По периметру этого монастыря располагались пятнадцать окон, и в каждой из этих келий находилась сестра Розария. Над головой каждой сестры было написано ее имя и имя тайны [розария], которая была дана ей по жребию. Таким образом, у нас были: Мария Благовещения, Мария Посещения, Мария Рождества и т.д. Что касается меня самой, то я увидела себя у десятого окна под именем Марии Креста». Имя было подходящим.
В 1880 году пятеро первых девушек решили посвятить себя Господу в новой конгрегации. Отец Таннус арендовал скромный пятикомнатный дом на улице между патриархатом и приходом Сан-Сальваторе. Утром, в субботу 10 июля он собрал девушек на Голгофе у алтаря Богородицы Скорбящей, а после святой мессы все они разошлись по домам, чтобы объявить о своем решении семьям. Родители пытались чинить препятствия, но в конце концов позволили дочерям следовать за своим идеалом. Итак, через пятнадцать дней, 24 июля, в три часа дня, маленькая община из «пяти радостных тайн» снова собралась в этом маленьком монастыре, чтобы отныне вести регулярную монашескую жизнь. Среди них была сестра Марии Альфонсины. Однако сама Мария Альфонсина, стала десятой, кто вступил в ею же основанную конгрегацию.
Это произошло только в 1883 году, после того как она получила разрешение покинуть Конгрегацию Сестер Святого Иосифа Явления. До сих пор ее роль в создании конгрегации оставалась тайной, и все считали действительным основателем отца Юсуфа.
Патриарх Винченцо Бракко, приобрел для сестер дом недалеко от резиденции патриархата. 7 марта 1884 года первые послушницы принесли свои обеты, посвятив себя Богу и Богоматери. Мария Альфонсина принесла свои первые обеты через год, 7 марта 1885 года на руки Патриарха Иерусалимского.
С образованием приходов патриархия также начала строительство школ, в которых обучались только мальчики. Что касается девочек, то приходские священники с нетерпением ждали прихода сестер, уговаривая отца Таннуса ускорить их подготовку. Первые четыре места, куда сестры отправляются парами: Наблус, Забабде, Бир-Зейт и Яффо в Галилее. Это было началом распространения общины во многих частях Ближнего Востока, но также и долгим рядом трудностей и недоразумений, которыми были отмечены первые годы существования этой новой монашеской семьи.
Для самой Марии Альфонсины причиной многих трудностей, больших страданий и недоразумений было жить, не имея возможности открыто признаться в том, что именно она является основательницей. Особенно это касалось ее отношений с настоятельницей Конгрегации, которая не знала ни фактов, ни главной и существенной роли, которую играла Мария Альфонсина, не говоря уже о сверхъестественных милостях, которые были ей дарованы.
Святая переносили все это с великим терпением, в то время как скромная община быстро росла. Патриарх утвердил ее Устав 10 мая 1897 года.
Доминиканский монастырь св. Стефана в Иерусалиме
Уже будучи инокиней, 4 октября 1890 года, в канун праздника Девы Марии Розария, Мария Альфонсина была принята в доминиканский Третий Орден в монастыре Ордена Проповедников в Иерусалиме. После этого она получила назначение стать учителем в Яффской миссии. Позже она служила в Бейт-Сахуре, Салте, Наблусе, Забабде, Вифлееме, Иерусалиме и, наконец, в Эйн-Кареме, где оставалась до самой смерти.
На каждом месте ей приходилось сталкиваться с большими трудностями, но ее сердце всегда было преисполнено мира и радости. Она выделялась среди других сестер своим великим смирением, глубоким молчанием, укрытой жизнью, терпением и безграничной способностью к самопожертвованию.
Эйн-Карем, церковь Посещения
Она жила в постоянном единении с Богом через непрестанную молитву. К Евхаристии она приступала с великой верой и благочестием.
Страдание она считала знаком благости Божией и не придавала никакого значения материальным благам, желая лишь выполнить свою миссию до конца.
Любовь к Богу была для нее источником внутренней радости, внешнего умиротворения, источником ее силы любви и стойкости в страданиях, причиной ее кротости ко всем, ее постоянства и упорства в служении ближним, ее верного и великодушного свидетельства.
Она с удовольствием учила христианскому вероучению, заповедям Божьим и заповедям Церкви, и сама следовала им с величайшей любовью.
Жизнь ее проходила в ореоле святости, и такой же благочестивой была ее смерть. Она почила 25 марта 1927 года, молясь Розарий с некоторыми из своих сестер.
Процесс ее беатификации был инициирован в 1985 году латинским патриархом Иерусалима монсеньором Джакомо Бельтритти. 15 декабря 1994 года Папа Иоанн Павел II обнародовал Декрет о ее героических добродетелях. После исследования и подтверждения приписываемого ее заступничеству чуда, состоялась торжественная беатификация. 22 ноября 2009 года в базилике Благовещенья в Назарете, на торжественной мессе, отслуженной Фуадом Туалем, Латинским Патриархом Иерусалима. От имени папы Бенедикта XVI, архиепископ Анджело Амато провозгласил ее блаженной. А после подтверждения второго чуда, папа Франциск канонизировал ее 17 мая 2015 года. В церемонии, состоявшейся в Риме, приняли участие более 2000 христианских паломников с Ближнего Востока.
Члены Конгрегации, которую она основала, управляют школами, катехетическими программами, клиниками и детскими домами по всему Ближнему Востоку.
Отправить комментарий