О блаженных сестрах Маргрет Финкин, Эльсбет фон дер Мецг, Ите фон Тюнген

10/23/2024, No Comment

Из творения сестры Елизаветы Штагель Житие 33 сестёр-доминиканок монастыря Тёсс, Глава 8.

Кто не живет в праведности, тот не может жить в мудрости. Святой Бернард, подтверждая эти слова, говорит: «Богу не угодно то, что ты совершаешь, если пренебрежешь тем, что делать обязан». Подобные мудрые изречения пришлись по сердцу блаженной сестре Маргрет Финкин, о жизни которой мы сегодня поговорим.

(Эта сестра происходила из вскоре вымершего богатого рода Финкин, проживавшего в Цюрихе, некоторые представители которого были членами городского совета (с 1111 по 1343 год) и канониками цюрихского собора Гроссмюнстер)

Своими словами Маргрет не дала узнать сестрам обители о той благодати, которую пролил на её душу Господь. Однако сама жизнь и деяния сестры говорили о Божественной Мудрости, действующей через блаженную монахиню. Сердце Маргрет не только стремилось познать тайны небесные: она также имела немалое рвение исполнять правила устава своего Ордена, придавая этому огромное значение. Сестра Маргрет появилась в обители Тёсс, когда ей было всего 5 лет, а представилась ко Христу в 70. Все годы сестра проводила благодетельную, святую жизнь, исполняя заповеди Божьи и все уставы Доминиканского Ордена ещё с малых лет. Подтверждением этих слов может стать то, что Маргрет практически постоянно находилась в хоре (место в церкви, где отдельно от мирян молятся монахини), никогда не пропуская богослужения и молитвы.

Маргрет имела обыкновение вставать рано, за целую стражу до заутреней и читать 3 раза «Pater noster» («Отче наш»), подобно тому, как Господь наш Иисус Христос читал ее на горе.

(Стража — это временной промежуток, равный 3 римским часам. Римляне евангельских времён для военной караульной службы делили ночь (от заката до восхода солнца) на 4 стражи (vigiliae): prima, secunda, tertia, quarta, – считая по 3 часа в каждой страже. Эта система определяла ритм жизни и в оккупированной римлянами Иудеи (с 63 г. До Р. Х.), и мы встречаемся с ней в книгах Нового Завета, откуда она перешла богослужебный Устав. «Подобно тому, как Господь наш Иисус Христос читал ее на горе…» Имеется в виду Гефсиманское моление Христа, у подножия Елеонской горы, перед Его взятием под стражу, так называемое «моление о чаше»)

«Отче наш» сестра Маргрет произносила 3 раза символично. В первый раз — в память о скорби, которую познало любящее сердце Господа, когда Он отдал Себя за весь человеческий род, пожелав во всех Своих ужасных муках остаться без помощи какого-либо творения. Во второй раз — в память о великом страдании, которое претерпело Христово скорбящее сердце, когда Он вышел из-под покрова Отца Своего в небесах в свирепую и злобную власть Своих недругов, готовых на жестокое убийство. В третий раз — в память о том, что Господь оставался без отрады Духа Святого, так что Его муки и горе предельно усилились. В своем созерцании Евангельских событий пребывала Маргрет до заутрени, а после неё неизменно бодрствовала. Когда сестру спрашивали, почему она не приляжет отдохнуть, она отвечала: «Если я хотя бы ненадолго ложусь отдохнуть, мне слышится как бы глас труб, коими ангелы вострубят на Страшном Суде. Я не могу успокоиться и снова встаю».

Как было сказано выше, сестра Маргрет имела великое благоговение к молитве. Даже в старости, когда монахиня была при смерти, она неустанно посещала молитвенное правило, хотя порой сёстрам приходилось поднимать женщину с постели и вести в церковь. Когда в стенах обители доносились крики или какие-то здания монастыря горели, Маргрет не покидала места, на котором молилась, не окончив беседу с Богом. Монахиня ревностно относилась и к посту, соблюдая его всегда, кроме времени какой-либо болезни. В мастерскую на послушания сестра Маргрет также ходила с большой радостью, как только в монастыре звонил колокол, призывая насельниц к труду.

Изучать латынь, писать небольшие произведения о Боге, отдаваться благоговейной молитве было постоянным занятием Маргрет, кроме тех случаев, если она исполняла что-либо по иному порученному послушанию. Монахине была дарована особая благодать от Господа: сладкоречиво говорить о Боге, так что было приятно её послушать. Поведение, слова и дела Маргрет были настолько тихи и мягки, но при этом разумны и кротки, что между иными сестрами она была как земной ангел. К монахине не раз обращались жители окрестностей обители за советом и молитвенное помощью.

Как-то раз один человек пожаловался ей на болезнь, бывшую у него долгое время. Но она призвала его быть терпеливым и спросила: «Чего тебе хочется больше – чтобы Господь наш посетил тебя при кончине и тебе не погибнуть или чтобы Он отнял у тебя это страдание?» И тогда этот человек избрал наилучшее для своей души: болезнь не покинула его, однако человеку всё же стало легче благодаря сладостному утешению сестры Маргрет, ведь слова монахини были наполнены огромной Божественной любовью.

Многое в житии Маргрет говорило о том, что монахине дарована особая благодать и Господь открывает её светлой душе то, что сокрыто от других. Когда Маргрет была уже на смертном одре, сестры обители просили монахиню ради их спасения рассказать, какую милость ниспослал ей Бог, на что женщина скромно ответила: «Что же вам рассказать? Кажется, достаточно будет того, что Бог даровал мне благодать, чтобы не раздражаться на то, что я должна была делать и что относится к правилу Ордена. Ибо сие было мне во всякое время приятно и радостно исполнять».

Произнеся эти слова, сестра Маргрет скончалась, а её душа несомненно вознеслась ко Христу. О святости монахини свидетельствовал и один затворник из селения Фельтхайм (сейчас территория региона Аргау). Когда он посещал монастырь Тёсс, то любил говорить сёстрам о Маргрет: «Пока она жива, ваша обитель будет защищена от любых великих невзгод».

Блаженная сестра Маргрет не одна из своей семьи служила Богу в обители Тёсс. Здесь также подвизалась её бабка, имя которой Эльсбет фон дер Мецг. Среди прочих многочисленных добродетелей, бывших у нее, имела она и особенное рвение: исполняя то или иное монастырское послушание, монахиня старалась угодить каждой сестре обители и делала для нее всё, что только могла. Случались с Эльсбет и чудесные события. Одна старая сестра, жившая в те времена, рассказывала, что как-то раз Эльсбет назначили на должность келарши (монахиня, заведующая складом продуктов в обители). Приближался день большого праздника, а в монастырском погребе оказалось совсем мало вина. Тогда сестра Эльсбет начала молиться Богу, прося о помощи, и Господь наш сотворил с ней великое чудо: как бы долго она ни черпала из бочки вино для сестёр, та неизменно оставалась полной.

Та же сестра, рассказавшая о чуде с Эльсбет, поведала, что в ее времена жила еще одна блаженная сестра, ее звали Ита фон Тюнген. Она была святой жизни человеком, но особенно Ита отличалась мягкостью и великим милосердием, за что насельницы называли её кроткой голубицей. Монахиня мало говорила, а когда что-то изредка молвила, то голос её едва можно было услышать — такой она была наполнена скромнастью и смирением.

Видя кротость монахини, лукавый доставлял ей немало хлопот, иногда угрожая унести Иту за ворота и выбросить в реку Тёсс. Однако с молитвой в сердце монахиня смогла преодолеть это искушение.

Случилось с Итой и чудесное событие, о котором она рассказала насельницам обители. Один раз монахиня испытала сильную жажду, но, как бы долго ни пила воды из сосуда, тот оставался все также полным, пока жажда не уталилась.

Кротость сестры Иты проявилась и в конце её святой жизни. Когда монахиня почувствовала, что она близка к смерти, а насельницы не знали об этом, она их очень смиренно призвала к себе и тихо сказала: «Детки, сейчас я помру». И лишь после того, как вокруг нее собрались все сестры обители, она отошла в иной мир столь же кротко, насколько кротким было ее житие.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий