О пророческом даре св. Екатерины, и о том каким образом она спасла нескольких особ от грозившей им опасности души и тела

3/11/2024, No Comment

Из книги «Житие святой Екатерины Сиенской» блаженного Раймонда Капуанского, её исповедника. Часть II. Глава 9a.

Возможно, тебе, читатель, покажутся невероятными [те чудеса], о которых я собираюсь прямо сейчас поведать, однако оная Истина, Которая не обманывает и не обманывается, знает: я на опыте изведал их так [явно] и столь [много], что у меня в них больше уверенности, чем в действиях человеческих, да и в моих собственных. Ибо пророческий дух в преподобной сей деве проявлялся с таким совершенством и постоянством, что, казалось, никак не возможно было скрыть его от тех, кто был близок ей, или от тех, кто с нею общался, или прибегал к ней за помощью во спасение души своей. Мы, находясь в общении с нею, тоже не могли совершить в её отсутствие ничего сколько-нибудь важного – доброго или дурного, – что ускользнуло бы от её внимания, в чём весьма часто, а вернее постоянно, убеждались на опыте. А что ещё удивительнее, она помышления нашего сердца часто сообщала нам так точно, как будто они возникали у неё, а не у нас. Сам убедился и признаюсь перед всей Христовой Церковью воинствующей, что, когда она зачастую укоряла меня за некие мысли, которые тогда действительно крутились у меня в голове, а я (в чём не стыжусь признаться ради вящей её славы) пытался лживо за них оправдаться, она возражала мне: «Почему вы отрицаете то, что я вижу яснее, чем вы сами, кто так мыслит?» А затем прибавляла многополезные наставления о том предмете и даже подкрепляла оные своим примером. Это (как я сказал) случалось со мной куда как часто, чему свидетель Тот, от Кого ничего не утаено. Однако теперь перейдём к более подробным описаниям отдельных случаев. Ну а чтобы не извращать порядка, начнём с предметов духовных.

Был в городе Сиене некий рыцарь знатного происхождения и опытный в брани, коего все величали доном Никколо де Сарачини. Он провёл значительную часть жизни, служа в разных краях наёмником, а вернувшись наконец в родные пенаты, посвятил себя обогащению своего дома земными благами и, сожительствуя с наложницами, думал, что проживёт ещё долго. Тогда вечная оная и всемогущая Благость, Которая никому не желает погибнуть (ср. 2 Цар. 14:14; Иез. 33:11), вложила в сердце жены того рыцаря, а также неких иных особ, связанных с ним родством, желание побудить его исповедаться за грехи своего прошлого и покаяться в том, что совершил в усобицах и сражениях, которыми так долго занимался. Но он, полностью поглощённый и опутанный сими видимыми благами, насмехался над душеспасительными уговорами и, отмахиваясь от увещавших его к добру, пренебрегал своим спасением.

Как раз тогда святая дева в том же городе Сиене славилась многими чудотворениями, но паче всего – достодивными обращениями грешников, даже упорствующих; и каждодневный опыт показывал, что всякий, сколь бы ни был ожесточён, поговорив с нею, либо совсем обратится (что случилось со многими), либо, по крайней мере, воздержится в дальнейшем от многих привычных грехов. Сие зная, те особы, которые уговаривали упомянутого рыцаря позаботиться о спасении и ясно видели, что не достигают ни малейшего успеха, стали убеждать его бы раз попытаться поговорить с девой Екатериной. На что он с ещё большим пренебрежением возражал:

- Что мне до этой бабёнки? Что хорошего это принесёт мне через сто лет?

Тогда жена его, будучи знакомой преподобной девы, пошла к ней и, поведав о жестокосердии мужа, умоляла её помолиться за него Господу.

Короче говоря, после этого святая дева явилась рыцарю однажды ночью во сне и предупредила его, что если он хочет избежать вечного проклятия, то должен прислушаться к уговорам своей жены. Проснувшись, он сказал жене:

- Надо же, нынче ночью во сне я увидел ту самую Екатерину, о которой ты мне столько говорила! Непременно хочу поговорить с ней и увидеть, такова ли, как мне явилась!

Услышав сие, добрая супруга возрадовалась, пошла к деве, поблагодарила и условилась о часе, когда муж придёт поговорить. Что уж там... Пришёл, поговорил и полностью обратился к Господу, пообещав исповедовать свои грехи брату Фоме, духовнику девы, что он и сделал в меру данной ему благодати.

По свершении сего этот же рыцарь (а я к тому времени с ним познакомился) однажды утром встретил меня, когда я возвращался из города и поспешал в обитель, и спросил, где можно срочно найти преподобную деву. На что я ему:

- Думаю, она в нашей церкви.

А он молвил:

- Умоляю вас, отведите меня к ней и дайте мне возможность поговорить с ней кой о чём, для меня необходимом!

Тогда я охотно согласился, проводил его в церковь и подозвал одну из сподвижниц девы, сказав ей, чтобы передала просьбу упомянутого рыцаря самой преподобной деве. Когда это было сделано, Екатерина тотчас поднялась с молитвы и, встретив рыцаря, радушно приняла его. Рыцарь же, выказав ей глубочайшее почтение, сказал:

- Сударыня, я выполнил ваше повеление, ибо я исповедал грехи свои брату Фоме, как вы повелели мне, а он наложил на меня спасительную епитимию, каковую я намереваюсь совершить согласно его указаниям.

На что дева сказала ему:

- Вы превосходно поступили ради спасения своей души, однако поступайте в дальнейшем так, чтобы никакие старые деяния не повторились, и в грядущем воинствуйте Господу Иисусу Христу, как доселе – миру сему. - И прибавила: - Всё ли вы, сударь, добросовестно рассказали о содеянном вами?

Он ответил, что всё, о чём вспомнил, рассказал точно. Она снова повторила:

- Удостоверьтесь, что рассказали всё!

Когда же он ответил, что точно рассказал духовнику обо всём, что вспомнил, она, попрощавшись с ним, позволила ему ненадолго отойти, но вскоре попросила одну из своих сподвижниц позвать его и сказала ему:

- Ради всего святого, проверьте совесть свою, не пропустили ли вы какого-нибудь из прежних грехов!

И, поскольку он уверенно заявил, что рассказал всё, она отвела его в сторону и напомнила ему об одном тяжком грехе, который он в полной тайне совершил, когда был в области Апулии. Что услыхав, рыцарь тот изумился и, признав, что это правда, сказал, что и вправду забыл. Затем попросил позвать священника и исповедал грех в таинстве. Но поскольку он видел чудо, то не мог промолчать, но возвещал о нём во всеуслышание и как бы проповедовал, говоря наподобие самарянки:

- Пойдите, посмотрите на деву, которая сказала мне обо всех грехах, что я совершил в дальних краях: не святая ли она, не пророчица ль? (ср. Ин. 4:29) – Да, несомненно да! – добавлял он, – Ибо о грехе, который она мне напомнила, ни единый человек никогда не знал, кроме меня одного.

С того часа следовал он за девой, слушаясь её, как ученики следуют за учителем своим, чему я сам свидетель. А насколько своевременным было то обращение, показала его смерть, последовавшая вскоре за тем, ибо в том же году он после внезапной телесной болезни окончил течение сей временной жизни, преставившись ко Господу в добром расположении.

Итак, читатель, ты видел, как Господь свершил и явил чрез сию преподобную деву, во-первых, чудесное видение; [затем] – пророческое откровение о грехе; и, наконец, спасение человека. Но внемли дальнейшему рассказу и постигнешь, как небеса подали ей пророческое ведение и оказали чудесную помощь.

Перевод: Константин Чарухин

продолжение

No Comment

Отправить комментарий