Проповедь De sanctis в день святого Иакова, апостола Перегрина Опольского.
Dilexi Jacob, Esau autem odio habui (Мал 1,2-3).
Хотя слова эти были произнесены о Иакове и Исаве, то однако отнести их можно также к святому апостолу Иакову таким образом, что Иаков означал бы апостола Иакова, а Исав – Ирода. И как Исав преследовал Иакова, так и святого Иакова преследовал Ирод, от руки которого он и принял смерть. Размышляя о этих словах, можем задать два вопроса: во-первых, почему Христос возлюбил Иакова; во-вторых, каковы были признаки любви, которую Христос оказывал Иакову.
Когда речь идет о первом вопросе, можем сказать, что Христос возлюбил Иакова по трем причинам. Во-первых, по причине целомудрия, которое Иаков сохранил до самой смерти. Поэтому престол из слоновой кости, который Иоанн видел в Откровении, символизирует Иакова. На этом престоле, украшенным золотом и всяческими драгоценными камнями, восседал прекрасный царь. Престол из слоновой кости символизирует белую и чистую душу святого Иакова, в которой, во временной его жизни, почивал и пребывал посредством своей благодати Христос, царь царей. Ибо Он с радостью пребывает в людях чистых. И также потому выбрал себе чистейшую Матерь.
Во-вторых, возлюбил Он святого Иакова также по причине его послушания. Когда Христос призвал Иакова и его брата Иоанна, тотчас оставили сети и отца, и все, что имели, и последовали за Христом (ср. Мф 4,22). То, что послушание делает человека милым Бога, было показано в Откровении: Я возлюбил тебя – говорит – поскольку ты сохранил слово терпения (Откр 3,9-10). «Глосса»: это означает заповедь послушания. Эту заповедь исполнил Иаков. В Деяниях Апостолов читаем, что, когда иудеи выступили против апостолов, запрещая им проповедовать слово Божье, святой Иаков сказал: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5,29).
В-третьих, Христос возлюбил святого Иакова по причине его верной любви, ибо апостол любил Господа до самой смерти, так что ни муки, ни убеждения, ни угроза смерти не смогли склонить его к прекращению проповедования Христа.
Читаем, что, когда проповедовал он слово Божье в Иудее, некий человек по имени Гермоген вместе с фарисеями послал к Иакову своего ученика по имени Филит, чтобы тот довел Иакову, что его учение ложное. Но когда апостол убедил Филита и обратил его, тот поспешил к Гермогену, хвалил учение апостола и считал себя христианином. Тогда разгневанный Гермоген своим чернокнижным искусством сделал так, что Филит стал полностью обездвиженным, так что не мог никоим образом пошевелиться. Тогда также сказал: «Посмотрим, поможет ли тебе Иаков!» Когда Филит известил обо всем Иакова, тот послал ему свой платок со словами: «Прикоснись к нему немедля!» Как только Филит прикоснулся к нему, сразу смог свободно ходить и поспешил к Иакову. Разгневанный Гермоген выслал злых духов, чтобы связали и привели к нему Филита и Иакова. Злые духи же прибыли к Иакову и витая в воздухе, начали выть: «Иаков, апостол Божий, смилуйся над нами, ибо, прежде чем настал наш час, мы горим!» Иаков спросил: «Зачем вы явились?» Они ответили: «Нас прислал Гермоген, чтобы мы привели к нему тебя и Филита, но тотчас как мы пришли, ангел связал нас огненными цепями, и мы испытываем огромные мучения». А Иаков ответил: «Пусть освободит вас ангел Божий! Ступайте и приведите ко мне связанного Гермогена». И злые духи тотчас привели его связанным и сказали: «Дай нам силу, чтобы мы смогли отомстить ему за наши мучения!» Иаков ответил: «Вот он стоит перед вами. Почему вы не схватите его?» Злые духи ответили: «Мы не можем дотронуться даже к муравью, который находится в твоем жилище». Иаков тотчас освободил Гермогена. Тот же, пав к его ногам, сказал: «Избавитель душ, прими меня, кающегося!» А святой Иаков, приняв его, тотчас окрестил. Иудеи же, видя, что Гермоген обратился, разгневанные набросили на шею апостола веревку и с Авиафаром*, который в том году был первосвященником языческих божеств, привели его к Ироду. Когда по приказу Ирода, святого Иакова вели на казнь, некий лежавший у дороги парализованный взмолился к нему, прося исцеления. Иаков сказал: «Во имя Христа, за веру в Которого меня ведут на казнь, встань здоровым!» Парализованный тотчас встал и благословлял Бога. Тот же человек, по имени Иосия, который вел святого Иакова на веревке, увидев, что произошло, попросил крещения. Потом оба были казнены.
И так была показана стойкая любовь, какую Иаков питал ко Христу и ради которой Христос его возлюбил.
Во-вторых, посмотрим, какие были признаки любви, которую Христос оказывал св. Иакову. То, что Христос пожелал, чтобы Иаков родился от Его тетки**, было первым признаком любви к Иакову. Ибо если мы связаны узами крови, тогда огромная радость бывает от того, что имеем брата, который является судьей всего мира! Вторым признаком любви было то, что Христос сделал Иакова своим апостолом, и благодаря этому – своим помощником в день суда. Третьим признаком было то, что Христос сделал его своим доверительным лицом, ибо в его присутствии Он преобразился (Мф 17,12), воскресил девочку (Мк 5,37) и допустил святого Иакова ко всем своим тайнам. Четвертым признаком любви было то, что Христос прославил Иакова весьма многочисленными чудесами.
Некий человек совершил огромный грех. Священник посоветовал ему отправиться к гробнице святого Иакова с письмом, в котором он бы описал этот грех и попросил Иакова, чтобы тот смыл этот грех своими заслугами. Паломник положил письмо на алтаре, а когда потом открыл и увидел чистый лист, возблагодарил Бога и святого Иакова.
Одного человека, шедшего со своим сыном ко гробу святого Иакова, в пути упоил хозяин корчмы, который потом спрятал в его суме серебряную чашу. Утром же, когда они выехали, преследовал их как воров, вернул их с пути и обвинил в краже. Они сказали ему, что может их наказать, если сможет найти у них доказательство вины. Когда их сумки были открыты, нашли чашу и отвели их в судилище. Провозгласили приговор, что все, что имеют, должно быть отдано хозяину, а один их них, силою судебного приговора, будет повешен. Тогда отец хотел умереть вместо сына, а сын – вместо отца. Все-таки повесили сына, а отец, полон скорби, продолжил путь ко гробу Иакова. Когда, спустя тридцать шесть дней, отец вернулся к телу сына, он, открыв глаза, начал утешать его, говоря: «Дорогой отец, не плачь, ибо никогда мне не было так хорошо, как было сейчас, когда святой Иаков меня питал и подкреплял небесной пищей». Отец, услышав это, побежал в город, а люди, которые прибежали, сняли сына здоровым, а хозяина повесили.
Когда-то, у одного мужа, который шел к святому Иакову, закончились деньги, но он стыдился просить милостыню и когда отдыхал под каким-то деревом, ему приснилось, что его кормит Иаков. А когда проснулся, у изголовья нашел лепешку. И хотя он ел ее на протяжении двадцати дней, каждый следующий день находил в суме ту же самую нетронутую лепешку.
Одному паломнику, шедшему ко гробу Иакова, явился дьявол в образе Иакова и напоминая о многих несчастьях временной жизни, сказал, что этот паломник был бы счастлив, если бы отнял у себя жизнь ради почтения к святому Иакову. Паломник тотчас убил себя, а когда человек, в доме которого он гостил, был обвинен в убийстве и очень боялся смерти, тогда мертвый ожил и признал, что сатана, который советовал ему умереть, вел его на муки. Но тотчас появился святой Иаков и приведя паломника к престолу Судьи, добился того, что не смотря на обвинения злых духов, паломник был возвращен к жизни.
Святой Иаков прославился также многими другими чудесами.
* Авиафар – священник из окружения Давида. Эти сведенья о Авиафаре не имеют смысла.
** Перегрин ошибается. Эта проповедь об Иакове, брате Иоанна, сыне Зеведея, а родственником Иисуса был другой Иаков, автор Послания.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий