Из трактата брата Иеронима Савонаролы «Изложение Ангельского Приветствия», 7.
Иисус…
Это имя Иисус могучее, почтенное и невероятно сладостное. Могучее, ибо означает Бога всемогущего, который выгнал прочь из этого мира князя тьмы. Дрожит адский демон от одного звука этого имени. Это именно во имя Иисуса апостолы пробуждают к жизни у умерших, этим именем исцеляют больных, этим именем изгоняют прочь демонов, этим именем крестят неверующих. Это имя, когда Его воззовем, позволит нам преодолеть врага человеческой природы и всякое дьявольское искушение. Это адамантовое имя смягчает сердца, сокрушает наитвердейшие камни, оно говорит нам не причинять вреда, оно делает покорными надменных, распущенных превращает в чистых, ним алчные становятся щедрыми, раздражительные делаются мягкими, а завистливые – полными милосердия. Это имя, что превыше разумения, сгибает выи правителей, смиряет гордыню королей, утирает нос князьям, подчиняет весь мир своему правлению, своей безмерной власти.
Так же оно почтенно, ибо должны почитать его все Божьи создания. Я много раз видел, как воздается честь светскими владыками. Так что же делать, когда ты называешь себя по имени самого Царя небесного? Тот, кто не чтит имя Иисуса, пусть будет как неверный Турок, и даже хуже, чем Турок, ибо Турки весьма Его почитают, может даже больше, чем некоторые христиане. Несомненно, произнося имя Иисуса, мы обязаны склониться до земли. А это потому, что Христос для нас – как сказал апостол Павел – смирил Себя даже до смерти, смерти же крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонялось всякое колено, чтобы всякое творение: небесное, земное, а также преисподнее, чтило Его и искренне исповедовало, ибо это имя означает Того, кто стал – во славе Бога Отца – Господом всего мира (ср. Флп 2,7-10).
И также это имя Иисус – сладостное, ибо Iesus означает «Спаситель», и, конечно, сладостна мысль о спасении для того, кто предчувствует близость смерти. Все мы были мертвы, и Иисус освободил всех нас, спустившись в темницу бездны. А потому, что может быть милее для наших ушей, нежели слышать это сладчайшее имя? Что еще может стать для наших нёб и сердца медом, если не Ты, сладчайший Иисус? Это имя, мило грешникам, ибо обещает снисходительность за грехи, которые они сотворили. Для праведных оно подобно меду, ибо это имя дает им надежду награды за тяжкие их труды. Поэтому апостол Павел сохранил его в своем сердце, и так распространял его во всех своих Посланиях, что оно присутствует в каждом предложении. И то же самое можно прочесть о святом Игнатии, что, когда жестокий тиран приказал бить его и предавать различным пыткам, он не переставал ни на минуту взывать имя Иисуса. А, когда подручные и палачи допытывались, по какой причине он призывает это имя, ответил им: «По той причине, что я записал его в своем сердце». А, когда после смерти вскрыли его грудную клетку, увидели, что там большими золотыми буквами было написано: «Иисус Христос», в самой середине его святого сердца. И, кроме того, я слышал от одной благородной особы, что одна молодая девица и невеста Христова была влюблена в Него так, что, когда она слышала имя Иисус, она чувствовала, что стрела пронзает корень ее сердца, из-за этой духовной сладости она теряла все свои чувства, и становилась совсем как мертвая. Таким образом, это имя сладостно и пронзает сердца людей.
Перевод: Оксана Филипчук
Отправить комментарий