Легенда о Марии Магдалине

7/31/2020, No Comment

Из книги бл. Иакова Ворагинского «Золотая легенда», XCVI, Легенда о св. Марии Магдалине, 1.

Мария – это то же, что горькая, или воспламеняющая, или зажженная. Под этим следует понимать три правды, которые суть – три лучшие части, которые она выбрала. То есть, часть покаяния, часть внутреннего созерцания и часть небесной славы. И так следует понимать сказанное ей Господом нашим: Мария избрала лучшую часть, которая не отнимется у нее. Первая часть не отнимется у нее ради ее результата, который есть – блаженство; вторая – из-за продолжения, ибо жизнь ее продолжается созерцанием небесного отечества; третья – из-за вечной жизни. За то, что она избрала лучшую часть – покаяние, о ней говорят: горькое море, ибо в нем было много горечи. И это проявилось в том, что она пролила столько слез, что омыла ими ноги нашего Господа. Поскольку она выбрала часть внутреннего созерцания, она – воспламеняющая, потому что приняла много и обильно распространила. Она приняла свет, которым потом осветила других. Потому же, что она избрала лучшую часть небесной славы, называем ее зажженная. Ибо теперь она озарена совершенным знанием мысли и светом ясности тела. Магдалина же означает – всегда виновная. Или же Магдалина значит замкнутая или непреодолимая, или же – полная великолепия. Этим показано какой она была перед своим обращением, какой в своем обращении, и какой после обращения. Ибо перед своим обращением она была виновна и приговорена к вечным страданиям. В обращении – была облачена (замкнута) в доспехи покаяния. Она украсила себя покаянием, ибо сколько было в ней греховных удовольствий, столько жертв ею было принесено. И после своего обращения она наполнилась великолепием, изобилием благодатей. Ибо когда умножился грех, стала преизобиловать благодать…

Мария Магдалина получила это прозвище от поселения Магдала. Её семья была весьма знатна; происходила даже из царского рода. Отца Марии звали Сирус, а матерь – Евхария. Вместе со своим братом Лазарем и сестрой Мартой*, Мария владела поселением Магдала, находящегося в двух милях от озера Генезарет, Вифанию под Иерусалимом и значительную часть самого Иерусалима. Брат и сестры разделили между собой наследство так, что Мария получила поселение Магдалу, от которого стала зваться Магдалиной, Лазарь – часть Иерусалима, а Марта – Вифанию. Поскольку же Магдалина предалась светским утехам, а Лазарь посвятил себя военной службе, посему Марта, наиболее рассудительная из них, старательно управляла имением сестры и брата, и заботилась о нуждах их рыцарей**, слуг и бедных. Однако после Вознесения Господнего они продали все, а полученные деньги принесли к стопам апостолов (Ср. Деян 4,34-36).

* Средневековая традиция, происходящая от св. Амвросия (как упомянуто в Легенде), отождествляла Марию Магдалину с Марией из Вифании, сестрой Марты и Лазаря, а также с «грешницей», омывшей ноги Иисуса (Лк 7,36-50), современные исследователи Библии считают, что для такого отождествления нет никаких оснований, также как и для многих других отождествлений, присутствующих в легенде.

** Автор легенды представляет себе Лазаря, Марию и Марту как богатых средневековых феодалов, окруженных своими вассалами.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий