Братья-конверсы (сотрудники) в текстах конституций и генеральных капитулов XIII в.

12/12/2019, No Comment

Из статьи брата Томаша Мохоня ОР, «Братья-сотрудники в Ордене Доминиканцев»*, Вступление.

Изобретательность св. Доминика заслуживает нашего внимания. Можно сопоставить её с креативностью другого представителя эпохи, жившего семьюдесятью годами ранее – аббата Сугерия из Сен-Дени. Реализуя свою мечту основательно перестроить церковь аббатства, Сугерий использовал различные архитектурные решения, используемые в строениях тогдашней Европы, такие как, например, острые арки или крестчатые своды. Когда он гармонично соединил их в одном строении, не только создал новую форму пространства храма, но также положил начало непревзойденному стилю в архитектуре – готике. Подобной организаторской мудростью отличался св. Доминик, создавая Орден Братьев Проповедников. Он совершил творческую компиляцию того, что уже было известно в Церкви, вместо того, чтобы придумывать орден от начала. Изобретательное соединение старых элементов принесло плоды новой организации монашеской жизни, которую еще и направляла ясная цель – спасение душ. Одним из элементов, составляющих эту замысловатую структуру, была институция орденских братьев – конверсов, то есть доминиканцев, которые не принимали священнического рукоположения.

Взгляд на то, что на эту тему известно в период формирования ордена, то есть в XIII веке, является целью нынешней статьи. Эта попытка изобразить ситуацию конверсов, однако не претендует на то, чтобы называться реконструкцией полного образа жизни этих братьев в XIII веке. Она основывается, прежде всего, на двух текстах первоисточников: Конституции Ордена в издании 1256 года, и актах генеральных капитулов. Вначале работы зарисована история возникновения этой институции, а также попытка реконструкции первичной концепции её применения в доминиканском ордене. В следующей части работы представлены конкретные постановления, касающиеся конверсов, следующие из текстов первых конституций, а позднее капитулов.

* Из сборника «Dominikanie w czasch krucjat, katedr i herezji», W drodze (Poznań), Teofil (Kraków), 2016.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий