Из статьи брата Томаша Мохоня ОР, «Братья-сотрудники в Ордене Доминиканцев», 1.
Чтобы лучше понять значение институции орденских братьев в Церкви и тот контекст, в котором действовал св. Доминик, было бы хорошо перед описанием доминиканских конверсов представить набросок развития этой институции. Образ жизни орденских братьев, заключающийся в стремлении к совершенству путем евангельских советов, имеет свои начала уже в IV веке, когда началось формирование монашеской жизни на пустынных территориях Египта. Первые общины пустынников имели, прежде всего, не священнический характер. Со временем, отвечая потребностям общин, появились в них священники в роли капелланов, причем их численность до VI века была ничтожна. Также на Западе первые бенедиктинские общины состояли главным образом из братьев не священников. Следует здесь подчеркнуть, что именно в Уставе св. Бенедикта впервые появляется разделение на конверсов и облатов. Носило оно только условный характер, согласно с установленным Уставом равенством братьев. Разделение следовало из того, в каком периоде своей жизни данный брат вступал в монастырь – был ли он пожертвован (лат. oblatus), будучи ребенком, или обратился (лат. conversus), будучи взрослым. Это разделение начинает приобретать практический характер в VII-VIII вв. когда из-за миссионерских нужд Церкви наступило численное возрастание священников в бенедиктинских общинах. Набирали таковых главным образом из oblati, поскольку они, живя в монастырях с раннего детства, были, таким образом, лучше подготовлены. Это разделение ускорилось в IX веке, в результате появления в общинах все большего числа светских непосвященных работников (famuli), которые постепенно принимали на себя физические работы в монастырях.
Очередным этапом отдаления орденских братьев от образа жизни рукоположенных братьев, то есть основного течения монашеской жизни, стало появление камальдулов, валломброзианцев и картезианцев – реформированных бенедиктинских общин – на Апеннинском полуострове. Это именно в рамках этих общин впервые конверсы были определены как полностью отдельная группа братьев. Иначе говоря, это были светские работники (famuli), которые были непосредственно включены в орденские структуры. Получили они, таким образом, возможность жить согласно Уставу св. Бенедикта, главным же их заданием была забота о преходящих делах монастыря, так чтобы остальные монахи могли спокойно отдаваться духовной жизни. Очередным этапом эволюции институции орденских братьев было уподобление и сближение жизни конверсов (выводящихся из светских работников) образу жизни регулярных монахов. Наступило оно в рамках реформ в Хиршау, а потом в Сито. Раннее законодательство цистерцианцев обеспечивало конверсам позицию полноправного члена ордена, следуя, таким образом, первоначальным замыслам св. Бенедикта, чтобы не полагать различий между братьями. Одновременно, однако, цистерцианские законы отличали орденских братьев от обычных монахов, называя их «помощниками», а также делая для них невозможным принятие священнического рукоположения. Попытка возвращения к истокам не продолжалась слишком долго, поскольку с течением времени у конверсов отнимали очередные права. Это, однако, не останавливало их количественного роста и их значения в развитии ордена цистерцианцев, и что за этим следует, популяризации этой институции.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что именно цистерцианские орденские братья стали главной точкой отсчета для св. Доминика, когда он включил эту институцию в структуру своей общины. Это предположение подтверждается, прежде всего, аналогичным регулированием в законодательстве обоих орденов. Несмотря на эти совпадения, о характере служения и роли конверсов в Ордене Проповедников решительное значение имела миссия общины. Её основной целью было спасение душ посредством проповедничества. Чтобы проповедование было наиболее плодотворным, св. Доминик огромное значение уделял обучению, чтобы братья могли делиться тем, чему ранее сами научились. Поэтому он также постановил освободить обучающихся от всяческих избыточных физических работ, чтобы они еще более могли посвятить себя плодотворному обучению и проповедничеству. Таким образом, он порвал с многовековой традицией монашеской жизни, которая заключалась в освящении посредством физической работы. Хотя может быть можно сказать правильнее, что вместо физической работы он ввел углубленную интеллектуальную работу.
Действительность, однако, не выносит вакуума, поэтому также проблема необходимых работ, связанных с деятельностью монастыря должна была быть решена. По этой причине св. Доминик решил воспользоваться известным ему цистерцианским решением, то есть включить конверсов в общину. Заданием этих необразованных или по другим причинам не стремящихся к священству мужчин должно было быть предоставление другим братьям большего времени и пространства, чтобы они могли энергичнее посвящать себя обучению и проповедничеству. Поэтому св. Доминик хотел, чтобы конверсы полностью взяли на себя администрирование временными благами, как в отдельно взятых монастырях, так и в масштабе всего ордена. По мнению Джорджины Р. Гэлбрейт, братья-проповедники, таким образом, обрели бы двойную свободу: от проблем связанных с бедностью, как и от какого бы то ни было интереса к богатству. Братья-священники, однако, не согласились на столь радикальное решение, причиной чему правдоподобнее всего был страх перед возможными злоупотреблениями, связанными с использованием конверсами своей позиции. Эти опасения были обоснованными, так как примерно в то же время шел процесс связанный со злоупотреблениями братьев из ордена Грандмонт, в который для восстановления порядка вмешались даже папа и король Франции. В связи с вышеуказанным, конверсам были вверены обычные домашние обязанности, а не полное управление имуществом. Тем не менее, однако, они были вписаны в структуру ордена, в эту своего рода систему checks and balances, сложенную из элементов как деятельных, так и созерцательных, в которой братья без рукоположения стали представителями скорее этого второго аспекта духовности.
Отправить комментарий