Царство царицы бедности

12/30/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CLI.a

Я уже дал понять тебе это, чтобы ты лучше познала добровольную бедность в духе. Кто знает её? Мои возлюбленные убогие духом слуги, которые, чтобы пройти этот путь и пройти сквозь тесные врата, сбросили с себя бремя богатства.

Одни делают это актуально и духовно; это те, кто актуально и духовно соблюдают заповеди и советы*. Другие соблюдают советы только духовно, освобождаясь от привязанности к благам этого мира. С этого часа не владеют ими с неупорядоченной любовью; соблюдая со святым страхом порядок, который Я установил. Они становятся не собственниками того, что имеют, а раздающими в служении убогим. Это второе состояние – хорошее; первое же – более совершенное, более плодотворное и более спокойное; в нем больше внешних проявлений моего провидения, о котором закончу рассказ, рекомендуя тебе бедность. И в первом и во втором состоянии слуги мои склоняют голову, смиряясь в истинной покорности. Но поскольку в другом месте, если помнишь, Я сказал тебе достаточно о втором, сейчас буду говорить только о первом.

Я сказал и указал тебе, как всяческое зло, уроны и скорби в этой и той жизни следуют из любви к богатству.

Теперь же скажу тебе, что всяческое благо, спокойствие и отдохновение истекает из бедности. Только взгляни на истинных убогих! Каким же они сияют весельем, какой радостью! Никогда ничем не огорчаются, разве что нанесенным Мне оскорблением; но эта печаль не гнетет душу, а оживляет её. Благодаря бедности они приобрели наивысшее богатство: отреклись от тьмы, чтобы обрести совершеннейший свет; ощутили печаль мира, чтобы достичь радости; ценою смертных благ приобрели блага бессмертные, получили наивысшее утешение**. Труды являются для них отдохновением, страдания – поддержкой. Относясь справедливо и с братской любовью к людям, ничего не требуют от творений.

В ком сияет добродетель святейшей веры, где горит огонь божественной любви? В них. В этом свете святейшей веры они обрели во Мне святейшее и вечное богатство, вознесли свою надежду превыше мира и превыше суеты всех этих благ и обручились с истинной бедностью, принимая вместе с ним свиту его слуг. Знаешь, кто эти слуги бедности? Отречение себя, пренебрежение собой, искреннее покаяние: хранят они и питают в душе любовь к бедности. Силой этой веры, этой надежды, этого огня любви, слуги мои освободились от богатства и привязанности к себе. Так поступил славный апостол Матфей: отрекся от своих огромных богатств, бросил свой пост (ср. Мф 9,9; Мк 2,14; Лк 5,27), чтобы служить Истине, которая научила вас способу и уставу, указывая вам, как любить и служить бедности. Сын мой не научил вас этому только словом, но и собственным примером. Со дня рождения до часа смерти был Он воплощением этого учения. Хоть был Он наивысшим богатством в своей божественной природе, которой является одним со Мной, богатством вечным, а Я – одно с Ним, для вас Он обручился с истинной бедностью.

Если хочешь узреть Его в крайней бедности, взгляни на этого Бога, который стал человеком; узри Его в этом унижении, облаченного в вашу человеческую природу.

Видишь, как это сладостное Слово любви рождается в хлеву, во время путешествия Марии, чтобы научить вас, странников, что вы должны постоянно возрождаться в этом хлеву, которым является познание себя, где вы находите Меня, рожденного благодатью в душе вашей. Ты видишь Его лежащего между животными в столь огромной нужде, что у Марии даже нет ничего, чем Его укрыть. Поскольку холодно, согревает Его дыхание животных и сено, которым укрыла Его матерь (ср. Лк 2,4-8).

Будучи огнем любви, Он хочет переносить холод в своей человеческой природе всю жизнь. Пока Он жил на свете, хотел страдать, без учеников и с учениками. Однажды голод заставил учеников растирать колосья, чтобы поживиться зерном (ср. Мф 12,1; Мк 2,22; Лк 6,1).

В последний день своей жизни Он был раздет донага и избичеван возле столба. Жаждущий, Он висит на кресте в такой крайней бедности, что нет у Него ни земли, ни дерева, чтобы склонить голову, и Он должен склонить её на свое плечо. Тогда, опьяненный любовью Он купает вас в своей крови, которая истекает из всех ран тела этого Агнца (ср. Ин 19,34).

Будучи в крайней нужде, Он одаривает вас огромным богатством. Вися на узком древе креста, Он широко одаривает все разумные творения. Вкушая горечь желчи, дает вам совершеннейшую сладость. Погруженный в скорбь, Он изливает на вас утешение. Прибитый гвоздями к кресту, Он освобождает вас от уз смертного грех. Став слугой, вырывает вас из неволи дьявола. Проданный, выкупает вас своей кровью. Принимая смерть, дает вам жизнь.

Сколь же прекрасный устав любви Он дал вам! Оказал вам наивысшую любовь, какая только может быть, отдав жизнь за вас, которые были врагами Его и моими – наивысшего и вечного Отца. Не разумеет этого невежественный человек, который столь тяжко Меня оскорбляет и столь мало ценит такую огромную жертву. Он дал вам устав истинного смирения, предав себя позорной смерти на кресте; унижения, перенося оскорбления и насмешки без числа; истинной бедности, ибо жалуется вам в Святом Писании: Лисицы имеют норы и птицы свои гнезда, только Сын девы не имеет где бы голову склонить (Лк 9,58; Мф 8,20). Кто же это поймет? Тот, кто имеет свет святейшей веры. Кто же имеет этот свет? Мои убогие духом, которые обручились с царицей бедностью, отвергнув богатства, изливающие тьму неверия.

Эта царица имеет свое царство, которое не знает войн, в котором всегда царит мир и тишина. Буйно произрастает там справедливость, ибо всяческая возможность несправедливости оттуда изгнана. Стены города крепки, ибо возведены не на земле или на песке, развеваемом каждым дуновением ветра, а на живой скале (ср. Мф 7,24-29; Лк 6,47-49), на сладостном Христе, Единородном Сыне моем. Внутри город сияет светом без тени, ибо матерью этой царицы является бездна божественной любви. Украшение этого города – сострадание и милосердие, ибо изгнано оттуда богатство, тиран, который правил жестоко. Всех жителей объединяет доброжелательность, которая истекает из братской любви. Есть там также неустанная выносливость и рассудительность, которая владеет и правит городом с благоразумной и бдительной мудростью. Душа, которая обвенчалась с этой сладостной царицей бедностью, становится госпожой всех этих сокровищ, ибо то, что принадлежит одной, принадлежит и второй. Горе, если с алчностью преходящих богатств, смерть ворвется в эту душу! Тогда тот час же утратит все эти блага и изгнанная из города окажется в крайней нужде. Но если она верна и предана этой невесте, на веки сохранит её сокровище.

Кто созерцает столь огромное великолепие? Душа, сияющая светом веры. Невеста эта облекает своего жениха чистотой, сняв с него богатство, которое его пятнало; вырывает его из дурного общества и вводит его в хорошее; отнимает яд небрежности; рассеивая заботы о мире и богатстве; удаляет горечь и сохраняет сладость; обрезает шипы и оставляет розы. Очищает желудок души и освобождает его от испорченных соков неумеренной любви и когда он становится пустым, наполняет его пищей добродетелей, которые приносят наивысшее наслаждение. Дает ей в услужение ненависть и любовь, вверяя их стараниям внутреннюю чистоту. Ненависть к преступлениям выметает из души чувственность; любовь к добродетелям привносит порядок, подавляя сомнения, удаляя рабский страх и возвращая уверенность святого страха.

* Т.н. «евангельские советы» - целомудрие, бедность и послушание.

** Этот отрывок напоминает антифон первой Вечерни торжества св. Доминика: Transit pauper ad regni solium, dux ad sceptrum, victor ad praemium; mors in vitam, labor in otium: praesens cedit luctus in gaudium.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий