Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CLI.b.
Все добродетели, все благодати, все радости и утешения, которые только можно желать, становятся уделом души, которая обвенчалась с царицей бедностью. Она не боится неприятности, ибо нет никого, кто бы ей объявил войну, не боится ни голода, ни дороговизны, ибо вера её видит благо только во Мне – всяческом богатстве, и полагает надежду только на Меня, Провидение которого всегда питает и поддерживает тех, кто уповает на Меня. Нашел ли кто-либо когда-либо истинного моего слугу, жениха бедности, который бы умер от голода? Нет. Но среди всяческих богачей видели таких, кто, уповая на свои сокровища вместо Меня, сгинули в нищете. Убогих моих Я никогда не подвел, ибо они не теряли надежды; Я всегда следил за их нуждами, как добрый и нежный отец. О, с какой радостью, с какой преданностью они пришли ко Мне, познав в свете веры, что с первого до последнего дня мира провидение мое следило, следит и будет следить за ними во всем, духовно и временно, как Я сказал тебе. Я наказываю им страдать, не скрываю этого от тебя, чтобы обеспечить им развитие в вере и надежде и дать им возможность обрести заслуги, но не отказываю им в помощи в их нуждах. Во всем они познали моё бездонное провидение и вкушали молоко моей божественной сладости. Поэтому они не страшатся горечи смерти, ибо уже мертвы для себя и богатств, и верно привязались к своей невесте бедности. Возлюбив мою волю, жив только нею, они готовы переносить холод, наготу, жару, жажду, оскорбления, насмешки и всем сердцем спешат на смерть, счастливы тем, что могут отдать жизнь из любви к Жизни, из любви ко Мне, который и есть их жизнью и пролить кровь ради любви к Крови.
Взгляни на моих убогих, взгляни на апостолов и славных мучеников, на Петра, Павла, Стефана, Лаврентия. Лаврентий, во время пыток, казалось, лежал не на раскаленной решетке, а на ложе роскошных цветов, так как, отвечая палачу, сказал: «Этот бок уже пригорел, поверни его и начинай есть»*. Огромный жар божественной любви, который его съедал, не позволял ему чувствовать маленький огонь, который жег его тело. Стефану камни казались розами. Что было причиной этого? Любовь, с которой он обручился с истинной бедностью. Он оставил мир ради хвалы и славы моего имени, чтобы обручиться с бедностью, в свете веры, с непоколебимой надеждой и охотным послушанием. Оба были послушны заповедям и советам, которые дала им Истина, актуально и духовно, как было сказано.
Они жаждали смерти, чувствовали нежелание и отвращение к жизни, не для того чтобы избежать трудов и усилий, но чтобы соединиться со Мной – своей целью. Почему же они не боялись смерти, которой человек натуральным образом страшиться? Потому что невеста бедность обеспечила их, освободив их от любви к себе и благам мира сего. Добродетелью они растоптали естественную любовь и получили тот свет и ту любовь божественную, которые – сверхъестественны. Как же человек, который достиг такого состояния, мог бы печалиться по причине своей смерти, если он жаждет оставить жизнь, если считает её бременем, все более тяжким по мере продолжения. Разве он может сожалеть, что оставляет этот мир, которым он пренебрегал столь страстно? Ничего удивительного, что кто не любит какую-либо вещь, не оплакивает её потерю и радуется, когда бросает то, что ненавидит. Поэтому, с какой стороны не глянешь, найдешь в них совершенное спокойствие, радость и всяческое благо, в то время как в несчастных, которые владеют огромными богатствами с неупорядоченной любовью, заметишь наибольшее несчастье и невыносимые страдания. Это подлинная истина, хотя на первый взгляд могло бы показаться, что все совершенно иначе.
Кто бы ни подумал, что Лазарь пребывал в крайней нужде, а богач наслаждался счастьем и спокойствием? Однако так не было. Этот богач, не смотря на свои сокровища, переносил большие страдания, чем бедный Лазарь, мучимый проказой. В богаче жило своеволие, из которого истекают всяческие невзгоды. В Лазаре воля была мертва, или жила только во Мне, который укреплял и утешал его в страданиях. Когда он был оставлен всеми, особенно проклятым богачом, когда никто не обмывал его раны и не перевязывал их, Я приказал неразумному животному лизать его струпья. В конце жизни, как видите в свете веры, Лазарь обрел жизнь вечную, богач же оказался в аду (ср. Лк 16,19-22).
Так вот богачи пребывают в печали, а дражайшие мои убогие в радости. Я храню их на своем лоне, питая их молоком множественных утешений. Поскольку они оставили все, имеют Меня полностью. Дух Святой становится питателем их душ и их бедных тел, в каком бы положении они не находились. Провидение мое ниспосылает им даже животных, если возникает такая потребность. К одинокому больному Я посылаю другого одинокого, наказывая ему выйти из кельи и проведать того. Сама знаешь, что неоднократно случалось, что Я выводил тебя из кельи, чтобы ты поспешила на помощь к бедным, которые были в нужде. В другой раз Я давал тебе самой получить довод моего провидения, посылая тебе необходимую помощь. Когда подвело творение, Я – твой Творец, тебя не подвел. Таким или иным способом, Я разрешаю. Откуда это идет, что человек, купающийся в богатстве, беспокоящийся более о своем теле, имеющий множество нарядов, будет постоянно болеть; и потом, когда отречется от себя, обручится с бедностью и будет иметь столько одеяний, чтобы только прикрыть свое тело, вдруг становится сильным и здоровым, ничего ему не вредит, тело его устойчиво к холоду и жаре и к грубой пище. Откуда это идет, спрашиваю? От моего провидения, которое предусмотрительно отнимает у него заботу о себе и наказывает ему отречься от всего.
Видишь теперь, милейшая дочерь, в каком спокойствии, в какой радости живут мои дорогие убогие.
* Так повествует литургия первой Вечерни торжества св. Лаврентия: Laurentius... ad impissumum tyrannum dixit: Assatum est iam, versa et manduca.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий