Юридические обоснования

1/13/2020, No Comment

Из статьи брата Томаша Мохоня ОР, «Братья-сотрудники в Ордене Доминиканцев», 2.

Факт появления институции конверсов в Ордене Братьев Проповедников отразился в нормативных актах, регулирующих жизнь общины. Основным источником информации о нормах касающихся братьев являются первые Конституции ордена. Состояли они из пролога и двух разделов. Нормы, касающиеся жизни орденских братьев, помещались в конце второй из них, в как бы дополнительной главе XXXVII озаглавленной Regula fratrum nostrorum conversorum. В издании Конституций 1256 года, подготовленной Гумбертом Романским, глава эта была включена как последняя, XV, во второй раздел и носила заглавие De conuersis. В ней затронуты следующие вопросы, касающиеся жизни конверсов: молитва, облачение, диспенсации, пребывание вне монастыря и владение книгами. Вторым нормативным источником информации о ситуации орденских братьев являются немногочисленные постановления генеральных капитул ордена. Касаются они вопросов затронутых в главе XV конституций, как и других тем связанных, между прочим, с принятием в орден, изменением статуса, милостыней, формацией и участием в жизни монахинь.

Первые Конституции более всего места отводят тому, как должна выглядеть молитва конверсов. Принципиально то, что они участвовали в молитвах в монастырском хоре в те же самые канонические часы, что и остальные братья. Только в то время, когда те читали Литургию часов, конверсы тихо рецитировали, прежде всего, Pater noster в определенном количестве повторений, приписанных к конкретным каноническим часам, а также другие постоянные молитвы находящиеся в бревиарии как например Credo или Gloria Patri. Если говорить об Ave Maria, генеральный капитул 1266 г. предложил, чтобы присовокупить её к каждому прочитанному Pater noster, но эта практика не вошла в Конституции как постоянная до конца XIV в. Много генеральных капитулов обязывало конверсов, кроме хоровой молитвы, молиться за умерших, что чаще всего сводилось к чтению братьями очередного числа Pater noster (чаще всего 100 раз). Кроме того генеральные капитулы, начиная с 1272 г. наказывали присовокуплять к каждому прочитанному Pater noster также Ave Maria, но в этом случае эта практика не была реализована последовательно.

Если речь идет об участии конверсов в общих молитвах и других общинных обязанностях, то первые Конституции предполагали возможность уделить им диспенсацию от всех обязанностей, входящих в коллизию с их работой. Это общее право диспенсации орденских братьев кажется доминиканской инновацией, поскольку никакой иной орденский устав того периода не включал такого права, касающегося орденских братьев. Диспенсация уделялась конверсам, без каких бы то ни было препятствий, от всех канонических часов, если только была обоснованная потребность исполнения конкретной работы. В праздничные дни, когда было её много, уделялось даже общее согласие на неучастие их в молитвах. Орденские братья получали диспенсацию, чтобы могли исполнять работы, которые были необходимы для нормального функционирования монастыря. Как правило, такие позиции занимали: собирающий милостыню, привратник, опекающий гостей, отвечающий за трапезную, опекун больных, садовник, повар, ответственный за погреба, ответственный за облачения, портной, сапожник. Исключительно, в зависимости от талантов, братья были также ремесленниками, архитекторами, скульпторами или же социями.

Тем, что отличало орденских братьев в рамках общины, было их немного другое облачение. Согласно первым Конституциям облачение конвесов отличалось от облачения остальных братьев сапулярием и верхней одеждой. Шерстяной хабит таким образом состоял из белой туники, опоясанной кожаным поясом, скапулярия (с капюшоном) скорее серого, чем белого цвета, а также внешнего, длинного и широкого скапулярия черного цвета, формой напоминающей готический орнат. Орденские братья дополнительно носили на поясе молитвенный шнур, называемый pater-noster служащий для счета отчитываемых молитв, причем это не был еще розарий, который был присовокуплен к облачению только в XVI в. Цвет нижнего скапулярия вызывал среди братьев противоречия, поскольку среди конверсов наблюдалась тенденция носить скапулярий белого цвета. Черный цвет предложил генеральный капитул уже в 1258 г., а очередной в 1259 г. настаивает, чтобы серый цвет скапулярия был ближе черному, чем белому, однако черный скапулярий окончательно был принят только в XV в. Другой спор вызывал вопрос размера внешнего скапулярия. Вопрос его ширины пробовал выяснить генеральный капитул в 1257 г., предлагая, что скапулярий должен доходить до половины предплечий, а не до запястий. Это постановление подтверждали очередные генеральные капитулы в 1258, 1259 и 1260 гг., а последующие в 1261 и 1289 гг. требовали реализации этих постановлений.

Согласно первым Конституциям в вопросах касающихся общинной жизни, за исключением вышеупомянутых различий в способе молитвы, облачения и работы, между конверсами и остальными братьями существовало относительное равноправие в способе жизни и отношения. Так как конституции заключали общую клаузулу, что конверсы в вопросах пищи, постов, воздержаний, покаяний и остальных вопросов должны поступать согласно с принципами, обязывающими остальных братьев. Это равенство, однако, не касалось всех проявлений монашеской жизни, что ясно следовало из двух других регуляций, находящихся в Конституциях издания 1256 г. Первая касалась свободы перемещения орденских братьев. Генеральный капитул уже в 1236 г. постановил, что конверсы не могут выходить из монастыря без сопутствующего другого брата. Согласно Гумберту Романскому это не должно трактоваться как проявление унижения или дискриминации. Второй вопрос касался запрета иметь книги, в том числе псалтырь, что является постановлением аналогичным цистерцианским уставам. Постановление это появилось в Конституциях благодаря генеральным капитулам 1249, 1250 и 1251 гг. На практике должны были существовать противные этому постановлению тенденции, поскольку генеральный капитул 1257 г. призывал приоров отбирать псалтыри и книги у тех братьев-конверсов, которые все еще их имели. Этот факт может свидетельствовать, что, не смотря на то, что конверсы происходили из необразованных и скорее из низших социальных слоев, попадались среди них также образованные особы.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий