Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 11.c.
Осознавали ли папы свою греховность?
В 1497 году был убит любимый, старший сын Александра VI, Джованни. Виновных в преступлении не нашли. Для папы это тыл такой шок, что 16 июня того года он созвал кардиналов и выступил пред ними с пламенной речью, в которой исповедал свои грехи: аморальное поведение, несоблюдение целибата, торговлю руководящими постами, приоритет временных дел над духовными. В устах этого папы это могло звучать странно. Однако выразительнее всего в осознании своей греховности было то, что на протяжении десятков лет предыдущей жизни он позволил поглотить себя своей эпохе, полностью погрузился в неё.
Обращение папы не взялось из ничего. Александр VI знал свои грехи. Своеобразное испытание совести сделал ему один из наиболее святых, хотя вызывающих сомнения монахов того времени, доминиканец Джироламо Савонарола. Это он на протяжении многих лет слал в Церковное Государство послания, писал о греховности папы – Александр прекрасно знал эти обвинения. Одновременно он видел в Савонароле недосягаемый образец святости. Две биографии – святого доминиканца и грешного папы – крепко связаны друг с другом.
И что было дальше?
Папа исповедался и провозгласил инициативу нравственного возрождения и реформы Церкви. Созвал группу из шести кардиналов для работы над папскими буллами в этом деле. Было составлено несколько страниц документов, однако в последующие годы реформа застопорилась. Только много лет спустя возобновили её другие папы.
Папа исповедал грехи, выразил сокрушение. А изменил ли он свое поведение?
Историки утверждают, что под влиянием своего второго сына – Чезаро, Александр VI вернулся к предшествующему образу жизни. Скорее всего, он уже не мог его изменить. Ему было уже тогда около семидесяти. На протяжении нескольких десятков лет жил так, как жил. Был дитем эпохи и собственных привычек.
Что-то, однако, сдвинулось с мертвой точки. В 1500 году он провозгласил Святой Год, ввел в Церкви обычай открывания т.н. святых врат, провозгласил огромное число отпущений. Однако было уже слишком поздно. В августе 1503 года Александр VI умирает. Перед смертью он совершил генеральную исповедь, принял соборование. Кто знает, может, если бы он прожил дольше, мы бы стали свидетелями великого обращения?
Только со временем историки начали подчеркивать, что Александр VI – подобно как несколько других «грешных пап» - хотя и вел себя аморально, заботился о Церковном Государстве и папском престоле. Следил за тем, чтобы Церковь пережила смятение итальянских войн. Это был период, когда Франция хотела подчинить себе Неаполитанское королевство, а заодно – Рим и папу.
История Церкви показывает, что папы, которые совершали публичные грехи, бывают весьма благочестивы. Те, периода темного Х века, например, выделяли огромные средства на развитие монастырей, в которых на протяжении следующих столетий воспитывались святые люди. Еще добавлю, что в нашем краковском архиве сохранился интересный пергаментный документ 1501 года, выданный именно Александром VI. Папа вместе с несколькими кардиналами уделил всем, посещающим нашу базилику целых 100 дней отпущения!
Это было для них искуплением собственных грехов?
Я думаю, что такие папы как Александр, осознавая собственную греховность, знали, что их обязанность – поддерживать людей, которые хотят и – иначе, чем они сами – могут стремиться к святости.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий