Зачем нам грешные папы?

11/21/2019, No Comment

Из книги о. Томаша Галушки, «Инквизитор тоже человек». Часть I. Интервью. 11.a.

(Интервью берет Мартин Жила)

Много ли было пап, которых Церковь должна стыдиться?

Из более чем 260 пап, таких, которые действительно совершили серьезные грехи, можно назвать нескольких. Однако даже при их оценке следует принимать во внимание эпоху, в которую они жили. Напомню, например, что Х век представлен в истории Церкви как печально известные saeculum obscurum – по причине грешных пап весь период назван темными временами. Но именно в это время интенсивно развивалась монашеская жизнь; именно тогда началась реформа Церкви. Непредвзятое изучение показывает, что этот образ имеет множество тонкостей: Сергий III, например, был любовником Феодоры Старшей, жены консула Тускулумского Теофилакта. Но именно во время его понтификата возникло Клюни, одно из наиважнейших и наиболее влиятельных аббатств в истории.

Большинство негативных суждений о тогдашних папах мы знаем из творения хрониста оттонского двора Луитпранда Кремонского. Такие произведения писались с конкретной целью: речь шла о негативном представлении всех предыдущих пап для того, чтобы показать, что их преемники, поддерживаемые, или даже создаваемые Оттоном I, являются выдающимися, а сам император – человек, который спас Церковь от зла.

Как можно объективно оценивать стародавних пап?

Всегда следует отделять пост и миссию от особы папы. Эти первые – постоянные, установленные Христом, реализованные всеми преемниками Святого Петра. Они – как рама картины – постоянная и неизменная. Что же касается самой картины, нужно питать надежду, что она будет красивой, очаровательной и радующей глаз. Увы, случается, что это – мазня. И в истории Церкви было немного такой мазни.

Папы – это люди. И поскольку располагают свободной волей, совершают поступки, которые можно оценивать как аморальные. Если папа совершил прелюбодеяние, рама папства его не освящает – он совершил грех. Если он постоянно пребывал в грехе, говорим об отъявленном грешнике. Одновременно – это все еще папа – преемник Святого Петра и наместник Христа на земле.

Однако на пап смотрят как на тех, кто должен подавать пример. Что происходило, когда они вели себя аморально? Слышались ли высказывания, например, критикующие догмат о непогрешимости папы?

Начиная с XIX века, мы уже привыкли к выдающимся, святым папам. Таким, образ которых практически не был запятнан, а если какое-то пятно и появлялось – сразу же восстает хор исповедников папы, считающих, что они имеют дело с нападками на предмет культа, а не на обычного человека. Это исказило наш взгляд на папство. Так как в более ранние эпохи все это выглядело иначе. Папа мог быть грешным, но людей это особенно не возмущало.

Почему?

Для них было очевидно, что папа – как личность – является обычным христианином, ответственным за собственное спасение. Тогда была распространена концепция Церкви как тела. Его голова – Христос, у которого есть руки, члены. Мы все составляем одно тело. Конечно, рука имеет свое задание, но она ничем не хуже пальца на ноге. Папа – это человек.

Следует, однако, добавить, что с XIII века папы начали акцентировать свою уникальность, и даже превосходство в отношении к верным. Постепенно в Церкви начал создаваться своего рода сверхдуховный.

Почему папы начали возвышаться над другими?

Мы говорим здесь о долгом процессе развития теологии папского примата в Церкви относительно других патриархов: Константинополя, Антиохии, Иерусалима и Александрии. Первый этап – это понтификат Григория I Великого (590-604), который позиционирует себя в числе этих патриархов, хотя как первый из них. Николай I Великий (858-867) уже выходит из этого общества. Позднее имеем Григория VII (1073-1085), который прямо говорит о том, что папа имеет plenitudo potestatis: может смещать с тронов светских властителей, изменять, отменять их декреты – является первым. При Иннокентии III (1198-1216) папа становится даже citra Deum sed ultra hominem – ниже, чем Бог, но выше, чем человек. Апогеем теологии папского примата становится понтификат Бонифация VIII (1294-1303), который оглашает буллу Unam sanctam, а в ней пишет, что верность римскому папе является необходимой для спасения.

Реакцией на папскую теологию является окружение Марсилия Падуанского и францисканских спиритуалов, то есть сторонников радикальной бедности. Впервые появляются антипапские трактаты, которые говорят, что папа это только один из сановников и в любой момент может быть смещен с поста.

Сегодня, когда Церковь – зачатую справедливо – критикуют за её историю, папы, которые продавали свои посты, убивали или вели себя аморально, демонстрируются как пример того, что Церковь плохо работала. Как ответить на вопрос, почему папа может грешить?

Потому что в нашей религии он – настоящий человек. Даже если некоторые папы – без необходимости – ставили себя выше. И так, ни один из них не хуже Святого Петра, который трижды отрекся от Иисуса. И все-таки это ему, грешному человеку, Христос вверил Церковь.

О том, что эти два элемента не до конца противоречат друг другу, свидетельствует также и то, что наш Бог, Иисус Христос, не был только Богом, но Богочеловеком. И не был только человеком, но также Богом. Мы стремимся именно к тому, чтобы нашу человеческую природу возносить все выше, одновременно оставаясь в полноте человеком. Грешный папа должен вызывать у нас такую же самую скорбь и необходимость реакции, как каждый, кто совершает грех.

Почему Христос выбирает грешных людей – почему включил в свою первую общину Петра, Иуду, Иоанна? Почему доверяет грешнику, вместо того, чтобы выбирать только выдающихся, прекрасных, незапятнанных?

Папа-грешник показывает, что Церковь, хотя сама свята, является общиной грешников. А также – что нельзя основывать Церковь на особе папы. Наша вера не основана на Франциске, Бенедикте XVI или Иоанне Павле II. Она не основана даже на Святом Петре! Она основана на Христе. Быть может, поэтому Бог выбирает пап-грешников, чтобы ненароком не появилось у нас искушение созидать веру на другом человеке.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий