Особенности доминиканской формации

11/25/2019, No Comment

Окончание статьи брата Гавла Влодарчика ОР, «Как в средневековье становились доминиканцами?», подведение итогов.

Время навициата для Братьев Проповедников имело первоочередное значение. Средневековые доминиканцы осознавали, что для того чтобы реализовать проповедническую миссию, они должны иметь хорошо подготовленных братьев, как духовно, так и интеллектуально. Хотя способ подготовки кандидатов в орден они черпали из опыта ранее существующих монашеских орденов, должны были, однако вводить определенные изменения, чтобы молодой доминиканец был готов к проповедничеству, мобильности и конфронтации с миром. Прослеживая эволюцию формы новициата, можно заметить какие ценности были важны для средневековых доминиканцев, а с другой стороны – какие постановления капитул были трудными для выполнения на практике.

Орден искал соответствующую форму и соответствующее время продолжения новициата. Первоначально новициат длился пол года и проходил в любом из монастырей отдельно. Со временем братья заметили, что для хорошей подготовки новициев необходимо было продолжить новициат до одного года с последующим продолжением формации после принесенных обетов. Высокие требования, которые орден ставил перед воспитателями младших братьев, привели сначала к установлению нескольких монастырей в провинции в качестве домов новициатов, а со временем к созданию одного новициата для всей провинции. Орден Проповедников с начала своего существования принимал только кандидатов с соответствующими предрасположенностями. Это должны были быть лица свободные, родители которых жили в легальном супружестве, мужчины соответствующего возраста, с хорошим состоянием здоровья, без финансовых задолженностей и с элементарным образованием. Орден следил за тем, чтобы была сохранена соответствующая пропорция между братьями-клириками и конверсами. Хотя в течении веков орден по-разному отвечал этим требованиям, множественные постановления капитул показывают, что для доминиканцев было важным иметь зрелых и образованных кандидатов, а всяческие отступления от нормы следует считать нарушением харизмы Братьев Проповедников. О соответствии кандидата решала община, а не только настоятель, что отражало демократический дух ордена. В новициате братья получали духовную и интеллектуальную формацию. Следил за ними магистр новициата, который был обычно ненамного старшим, чем братья новиции, но хорошо подготовленным к своей функции. Характерной чертой доминиканской формации было освобождение братьев от работ в монастыре, чтобы время новициата было ничем не затуманенной, интенсивной подготовкой к проповеднической жизни. Новициат заканчивался принесением монашеских обетов, обязывающих до самой смерти, но, что важно, этим не заканчивалась доминиканская формация, которая продолжалась на протяжении всей жизни.

Миссия, которая была вверена Доминиканцам в Церкви, требовала соответствующей подготовки. Думаю, что обращение к монастическим первоисточникам, но одновременно с принятием во внимание различий в жизни монаха и доминиканца, имело основное значение для жизнеспособности Ордена Проповедников. С одной стороны постоянство наиважнейших основ структуры новициата, а с другой стороны постоянный поиск соответствующей его формы и решений конкретны проблем, были одним и наиважнейших факторов жизнеспособности этого ордена в эпоху средневековья.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий