Истории помощи провидения: Доминик и Агнесса

11/28/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Божье провидение, CХLIХ.

Сейчас Я расскажу тебе кое-что о способах, которые Я использую, чтобы поддерживать уповающих на Меня служителей моих в их телесных нуждах. Все ощущают мою опеку в большей или меньшей степени согласно тому, более или менее они совершенны, более или менее они отреклись от мира и от себя. Никогда она не оставляет моих убогих, тех, кто убог духом и по доброй воле, возлюбив духовную бедность. Это – истинные убогие. Много убогих, которые не хотели быть таковыми. Они суть богатые в своем желании, хотя в действительности являются нищими, ибо не уповают на Меня и не выносят телесной бедности, которую Я им дал как лекарство для души: богатство было бы гибельным для них и привело бы их к осуждению.

Мои слуги бедны, не будучи нищими. Нищий часто не имеет самых необходимых вещей и страдает от недостатков, в то время как убогий ни во что не изобилует, но имеет хотя бы то, что ему необходимо. Я никогда не подведу никого, пока он уповает на Меня. Иногда Я довожу человека до нищеты, чтобы он узрел и познал, что Я могу и хочу помочь ему в нужде, чтобы он больше полюбил мое провидение и обручился с истинной бедностью. И тогда милость их служителя, Святого Духа, видя, что у них нет того, что необходимо для тела, воспламенит и возбудит сердца людей состоятельных, чтобы поспешили на помощь нуждающимся. Во всей жизни моих дорогих убогих проявляется забота, которую для их блага пронимает служителей мира. Это правда, что для того, чтобы испытать их терпение, веру и выдержку, Я допускаю, чтобы они подвергались насмешкам, обидам и оскорблениям, но даже тот, кто их обижает словом или делом, под напором моей благости дает им милостыню и помогает в нужде. Это – мое общее провидение по отношению к моим убогим.

Но иногда, в отношении к моим великим слугам Я действую сам непосредственно, без участия моих творений. Ты сама испытала это и слышала также о славном твоем отце Доминике. В первое время существования его ордена, братья испытывали огромную нужду. Когда пришло время трапезы, они не имели ничего из еды, но возлюбленный мой слуга Доминик, освещенный светом веры и полон надежды на мое провидение, сказал: Сыны мои, садитесь за стол. Братья, послушные его слову, заняли места за столом. Тогда Я, который никогда не подвожу того, кто на Меня уповает, послал двух ангелов с наибелейшим хлебом, которого они имели в изобилии на несколько трапез*. Это было деяние моего провидения, в котором человек не принимал участия, но которое свершила милость Святого Духа.

Иногда же Я размножаю небольшое количество, которое было недостаточно для нужд моих слуг, как случилось это со сладостной девой, святой Агнессой**, которая от детства своего до последнего дня, служила Мне с таким искренним смирением и с такой непоколебимой надеждой, что не знала беспокойства ни о себе, ни о своей семье. Когда Мария повелела ей построить монастырь на месте, которое занимали женщины порочных нравов, она была бедна, ничего не имела. Но даже не думая о том, как она это сделает, с живой верой и рвением взялась за работу и с помощью моего провидения превратила это место позора в место святости и построила монастырь, предназначенный для монахинь. Вскоре собрала там восемнадцать молодых девиц, которые не имели ничего, кроме того, что могли ожидать от моего провидения. Кроме прочего, Я однажды допустил, чтобы им не хватило хлеба; три дня они питались только зеленью. Ты бы могла Меня спросить: Почему Ты поступил таким образом? Ведь Ты же сказал мне, что никогда не подводишь своих слуг, которые находятся в нужде и уповают на Тебя? Кажется мне, что в этом случае Ты оставил их в нуждах, ибо вообще человек не может поддерживать свое тело одной только травой. Могут это сделать исключительно совершенные люди. Но если Агнесса была совершенна, не были таковыми её сподвижницы. Отвечу тебе, что Я поступил так, чтобы упоить Агнессу любовью к моему провидению. Что касается тех, которые еще не были совершенными, Я подготовил их к чуду, которое должно было потом совершиться, и которое начало их укреплять в свете святейшей веры. Хотя Я в таких случаях придаю растениям и любой другой пище особенную силу или приспособляю человеческое тело таким образом, что лучше приспосабливается к тем нескольким растениям или к полному посту, чем прежде к хлебу и другой пище, которая обычно употребляется людьми. Ты знаешь, что это так, поскольку сама это испытала на себе.

Ты знаешь также, что Я обеспечиваю размножением. После этих трех дней голода, когда они оставались без хлеба, Агнесса вознесла ко Мне взор духа и омытая светом святейшей веры сказала: Отче и Господи мой, вечный нареченный, разве Ты приказывал мне вырвать этих девиц из родительского дома для того, чтобы они умерли от голода? Поддержи их, Господи в их нуждах. Я вдохновил её на эту просьбу. Любо Мне было испытать её веру, и мила Мне была её смиренная молитва. Провидение мое выслушало просьбу, вознесенную ко Мне, и вдохновило некую особу, чтобы принесла в монастырь пять малых хлебцев. Агнесса, предупрежденная об этом Мною, сказала своим сестрам: Ступайте, дочери мои, отзовитесь возле колеса***, и принесите хлеб. Когда его подали, они сели за стол и Агнесса сама разделила хлеб. Я наделил это действие такой силой, что все полностью насытились и даже собрали такое количество кусков, что в изобилии имели их для второй трапезы****.

Такие способы использует мое провидение по отношению к моим слугам, которые бедны по доброй воле, но не только по доброй воле, но и в духе. Ибо без духовного намерения, им бы эта бедность не помогла. Благочестивые философы, из любви к знаниям и из желания приобрести их, пренебрегали богатствами и добровольно становились бедными. Благодаря натуральному свету они приходили к познанию того, что богатства этого мира станут для них препятствием к получению этих знаний, обладание которыми они поставили целью очам своего разума. Но поскольку эта воля бедности не была духовной, не была принята ради хвалы и славы имени моего, потому они не достигли ни жизни в благодати, ни совершенства, но пришли к вечной смерти.

* Это чудо описывает бл. Цецилия в Miracula Beati Dominici.

** Агнесса из Монтепульчиано, (1268-1317) была канонизирована только в 1726 году. Св. Екатерина, однако наделяет её титулом святой, следуя всеобщему убеждению в её святости.

*** Оборачивающийся барабан, используемый у врат закрытых монастырей, позволяющий подать что-либо не нарушая клаузуру.

**** Св. Екатерина дважды посещала монастырь св. Агнессы и имела возможность познакомиться с еще живой традицией этой святой.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий