В смертный час

1/14/2019, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХХХІ.

Поскольку Я рассказал тебе, как мир, дьяволы и собственная чувственность обвиняли отступников, изложу тебе сейчас эту истину более широко и с подробностями представлю положение этих несчастных, в их последний час, чтобы ты прониклась еще большим сочувствием. Расскажу тебе, как отличается то сражение, которое должна пройти душа праведника от сражений грешника, и также как отлична смерть одного и другого. Ты узнаешь, сколь велико умиротворение, более или менее глубокое, зависимо от совершенства каждого, которое наполняет душу праведного в смертный час.

Прежде всего, знай, что все страдания, которые переносят разумные творения, источник свой имеют в воле. Если бы их воля была соединена и согласна с моей волей, не приключилось бы никакого страдания. Не потому, что они освободились бы от всяческих трудностей: а потому, что страдания переносимые добровольно ради моей любви не были бы для них страданиями, ибо они переносили бы их охотно, видя, что такова моя воля. В святой ненависти, которую они питают к себе, эти души объявляют войну миру, дьяволу и собственной чувственности. Поэтому в последний час смерть их спокойна, ибо противники их были побеждены при их жизни. Мир не может обвинить ту душу, которая столь хорошо познала обманчивость мира, что отреклась от мира и всех его удовольствий. Шаткая чувственность и тело тоже не могут её обвинить, ибо уздой разума она управляла чувственностью, умерщвляя тело покаянием, бдением, смиренной и постоянной молитвой. Чувственную волю умертвила ненавистью ко греху и любовью к добродетели, полностью уничтожив изнеженность, которую человек питает к своему телу. Привязанность, которую душа природным образом чувствует к своему телу, делает так, что смерть кажется чем-то страшным для человека, который инстинктивно боится смерти.

Но в совершенном праведнике добродетель превосходит природу: подавляет натуральный страх, обуздывает его святой ненавистью и жаждой возвращения к цели. Поэтому природная привязанность не может её преследовать и совесть остается спокойной, ибо в течение жизни была хорошим хранителем, лая каждый раз, когда появлялся враг, чтобы захватить твердыню души. Как пёс, который лает возле ворот, когда заметит неприятеля и будит гарнизон, так и пёс совести будит трезвость разума; чтобы разум вместе со свободной волей мог познать, в свете разума друг ли подходит или враг. Другу, то есть добродетели и святым мыслям сердца, разум и свободная воля открывают врата с радостью, с любовью и окружают их наибольшей заботой и усердием. Врага же, то есть преступление и злые мысли, отражают с ненавистью и отвращением. Свет разума и десница свободной воли, вооруженная мечем ненависти и любви, превозмогают неприятеля. Поэтому в смертный час совесть не испытывает угрызений, ибо была хорошим стражем: поэтому оставляет душу в умиротворении.

Правда то, что душа благодаря смирению и тому, что в смертный час лучше знает ценность времени и значение добродетели, грызет себя за то, что не достаточно использовала это время. Но это не угнетающее страдание, а скорее – полезное. Оно помогает душе сосредоточиться в себе в присутствии крови Сына моего, смиренного и непорочного Агнца. Душа не оглядывается на свои прошлые заслуги, ибо не хочет и не может возлагать надежду на свои добродетели, только на кровь, поэтому упивается этой кровью и погружается в нее еще в смерти. Дьяволы не могут обвинить эту душу в грехах, ибо в жизни её премудрость одержала победу над их злобой. Хотя они приближаются, чтобы посмотреть, могут ли что-то снискать. Они появляются, принимая ужасающие формы, принимают наистрашнейший вид, вызывают в душе множество различных иллюзий, чтобы её испугать. Но душе свободной от яда греха, их вид не пугает и не страшит, как того, кто провел жизнь в бесправии мира сего.

При виде этой праведной души, которая с пламенной любовью прибегает к крови, дьяволы, не в силах перенести этого, убегают и только издалека направляют свои стрелы. Их оружие, их крики не беспокоят эту душу, ибо она уже начинает вкушать вечную жизнь. Око её разума, освещенное светом святой веры, видит Меня, бесконечное и вечное благо, и душа жаждет обрести его по милости моей, а не ради своих заслуг, силою крови Христа, Сына моего. К этому благу она протягивает руки своей надежды, охватывает его объятием любви, входя во владение ним, прежде чем его достигнет, как Я это тебе выяснил в другом месте. Вдруг, в один момент, омытая в этой крови, проходя через узкие врата моего Слова, она сливается со Мной, океаном спокойствия. Врата и Океан соединены друг с другом, ибо Я и моя Истина, Единородный Сын мой, составляем Одно.

Какая же радость разливается в душе, которая видит, что столь сладостно достигла этого перехода! Она вкушает, наконец, благо ангельской природы. Как до сих пор она жила в братской любви с ближними, так и сейчас участвует во благе всех воистину вкушая взаимную братскую любовь. Все, смерть которых имеет эту сладость, участвуют в этом блаженстве, но насколько же более мои священники, о которых Я тебе говорил, которые жили как ангелы, ибо в этой жизни они имели ясное познание и глубокую жажду моей славы и спасения душ. Имели не только свет добродетели, который вообще все могут иметь, но кроме этого сверхъестественного света добродетельной жизни, имели свет святого знания, благодаря которому лучше познали мою Истину. Так вот, кто больше познает, больше любит, больше и получает. Мерой ваших заслуг есть мера вашей любви (ср. Мф 7,2; Лк 6,38).

Если ты спросишь меня: может ли тот, кто не имеет знания, достичь этой любви? Несомненно, может достичь, но только исключительно, а каждое отдельное исключение не создает правило общее для всех. Я же принимаю все вообще. Мои священники получили, благодаря своему священству, достоинство еще большее. Особенным их уделом является питание душами, ради славы моей. Хотя всем дано было и наказано пребывать в любви ближнего, только им, моим священникам, вверено было заведовать душами и раздавать кровь. Если они исполнят эту обязанность ревностно, напрягая добродетель, как Я сказал, получат больше, чем другие.

О, как же счастлива душа тех священников, когда приблизится к смертному часу. Всю жизнь они были провозвестниками и защитниками веры для своих ближних. Эта вера проникла в стержень их души, через эту веру они видят свое место во Мне. Надежда, которая поддерживала их жизнь, основывалась только на моем провидении. Они не надеялись на себя, не уповали на свои собственные знания. Утратив доверие к себе, они не привязывались ни к одному творению неумеренным образом. Не любили не одного из сотворенных благ. Жили в добровольной бедности. Поэтому без труда укрепляли свою надежду во Мне.

Сердце их было сосудом любви, наполненным пламенной любовью, сосудом, несущим в себе мое имя (ср. Деян 9,15), которое они проповедовали ближнему как примером благой и святой жизни, так и учением слова моего. Поэтому это сердце возносится в этот час ко Мне с неизъяснимой любовью, обнимает изо всех сил Меня – свою цель, и подает Мне жемчужину праведности, которую всегда носило пред собой, вынося справедливость всем и верно воздавая каждому то, что ему следует. Таким образом, благодаря своему смирению, воздает Мне справедливость, воздает честь и славу имени моему, признавая, что благодаря моей благодати было дано ему время жизни с чистой и святой совестью; а себя упрекает, считая, что не достойно того, что получало и получает столь огромную милость.

Его совесть дает Мне доброе свидетельство, а Я согласно его заслугам, даю ему венец праведности (ср. 2Тм 4,8) украшенный ценными жемчужинами. То есть благими деяниями, которые любовь вывела из его добродетелей.

О, земной ангел, как же счастлив ты, что не был неблагодарным за благодеяния, которые получил от Меня, что не был ни неосторожным, ни слепым; а ревностно, освещенный истинным светом, не отрывал глаз от твоих подчиненных, и как верный, отважный пастырь, шел с учением истинного и доброго Пастыря, сладостного Иисуса Христа, Единородного Сына моего. Поэтому ты по-настоящему пришел через Него ко Мне, умытый и погруженный в Его крови, с отарой твоих овец, многих из которых ты уже привел к вечной жизни, святым учением и собственным примером, а многих иных оставляешь в состоянии благодати.

О, дражайшая дочерь, вид дьявола не испугает тех, которые уже видят Меня благодаря вере и имеют Меня благодаря любви. Нет в них греховного яда. Мрак и ужас последнего часа не пронзит их ни страхом, ни боязнью. Нет в них рабского страха, есть только страх святой. Они не боятся дьявольского наваждения, ибо благодаря сверхъестественному свету и свету Святого Писания знают его уловки, поэтому их душа не позволит им себя обворожить и смутить. Так славно они приходят, искупанные в крови, алчущие спасения душ, горящие любовью к ближнему. Проходят через врата Слова, входят в Меня и благость моя каждому назначает место и ступень, согласно мере любви, которую они питали ко Мне.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий