Второй столп – алчность

11/22/2018, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХХVII.

Теперь расскажу тебе о втором столпе преступления, которым является алчность. То, что Сын мой дал с такой щедростью, раздается так скупо. Взгляни на тело Его, пригвожденное на древе креста, отовсюду истекающее кровью. Он искупил вас не золотом и не серебром, а собственной кровью (ср. 1Петр 1,18-19). Щедрой любовью охватил Он не половину мира, а весь род людской, людей бывших, нынешних и будущих. Дав вам кровь, Он дал вам также огонь, ибо пролил за вас кровь в огне любви. С огнем и кровью Он даровал вам мою божественную природу, которая столь плотно соединена с человеческой природой. И Я тебя, негодяя, сделал распорядителем этой крови, соединенной с моим божеством в щедрости любви. А ты в алчности желаешь того, что Сын мой добыл на кресте. Ты, даром став распорядителем Его крови, присвоил себе столь преступно это сокровище, что продаешь ныне благодать Святого Духа душам, которые Христос искупил столь огромной любовью (ср. Деян 8,18-20). Хочешь, чтобы за то, что получил даром, тебе платили верные, которые тебя об этом просят (ср. Мф 10,8).

Жадность твоя не наказывает тебе питаться душами ради моей славы, а пожирает деньги. Любовь твоя стала столь стесненной в раздаче того, что ты получил столь щедро, что не умещаюсь в тебе ни Я, посредством благодати, ни твой ближний посредством любви. Временные блага, которые ты получаешь ради этой крови, ты принимаешь без счета, а сам, жалкий скупец, добры только к самому себе. Как вор и грабитель, заслуживающий вечной смерти, крадешь еще и добро убогих и святой Церкви; расточаешь его на излишества с женщинами и негодными людьми; обогащаешь ими своих родных; используешь добро убогих и Церкви на свои потребности и содержание своих детей.

О, негодяй, где твои дети – истинные и сладостные добродетели, которые ты должен иметь? Где пламенная любовь, которую ты должен щедро расточать? Где ревностная жажда моей славы и спасения душ? Где жестокая боль, которую ты должен испытывать при виде адского волка, который хватает твоих овечек? Ничего такого. В твоем стесненном сердце нет места ни для Меня, ни для твоего ближнего. Ты любишь только себя. Знаешь только эгоистическую и чувственную любовь и этой любовью отравляешь себя и других. Ты – адский дьявол. Твоя неупорядоченная любовь пожирает твоих овечек. Обжорство твое требует только этой добычи! Что тебе до того, что невидимый дьявол хватает души, когда ты сам – дьявол видимый, который отдает их аду!

Благами Церкви ты одеваешь и утучняешь самого себя и других дьяволов твоего окружения, а также кормишь животных, этих адских коней, которых держишь ради своего неумеренного удовольствия, без какой-либо надобности. Ты должен иметь только то, что служит нуждам, а не удовольствиям. Удовольствий пусть ищут люди мирские. Твоим удовольствием пусть будет посещение убогих и больных, поддержка их в нуждах духовных и временных. Только для этого Я соделал тебя моим распорядителем и наделил тебя столь огромным достоинством. Но поскольку ты стал животным, находишь радость среди животных. Ты слеп! Если бы ты мог видеть, какие муки ждут тебя, если ты не исправишься, не поступал бы так, но скорбел бы над тем, что совершил в прошлом и с этих пор начал бы жить иначе.

Видишь, дражайшая дочерь, сколько у меня причин жаловаться на этих несчастных; сколь щедр Я был для них; а они платили Мне такой неблагодарностью. Что еще? Как Я тебе сказал, есть и такие, что одалживают в рост. Они не вывешивают вывески, как публичные ростовщики, но различными тонкими способами продают время ближнему из чистой жадности, чего ни за что на свете недолжно делать. Если вручат им подарок, хоть и наименьший, а они в мысли своей принимают его как должное по причине оказанной услуги, которая превышает её стоимость, это – ростовщичество, также ростовщичеством является все, что было принято как плата за время, пока длится долг. Я установил их, чтобы они запрещали ростовщичество светским, а они занимаются ним сами. Мало того. Если кто-либо придет к ним, чтобы попросить совет в этом деле, поскольку сами отягощены этим преступлением и утратили по отношению к нему свет разума, совет, который дают, тёмен и продиктован страстью, которая владеет их душой.

Отсюда исходит множество прегрешений, которые истекают из их тесного, жадного и скупого сердца. К ним относятся слова, которые изрекла моя Истина, когда Сын мой, входя в храм, увидел там продающих и покупающих, и, свив из веревок бич, изгнал их оттуда: Дом Отца моего – это дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников (Мф 21,13; Мк 11,17; Лк 19,46).

Видишь, дражайшая дочерь, что так есть ныне. Из Церкви моей, которая является домом молитвы, сделали вертеп воров. Продают, покупают, обменивают благодать Святого Духа. Достаточно взглянуть. Кто хочет получить настоятельство или бенефиции святой Церкви, покупает их. Приближают к себе тех, кто стоит выше многими дарами, деньгами или натурой. Те же не задумываются, лучший или худший этот подарок. Из вежливости и из любви к подаркам, которые получили, эти несчастные стараются посадить ядовитое растение в саду святой Церкви и выражают свое благожелательное слово Христу на земле. И так обе стороны при помощи лжи обманывают Христа на земле там, где должны поступать со всей честностью и правдой. Если наместник Сына моего заметит обман и тех и других, его обязанность – покарать виновных. Он должен лишить подчиненного его поста, если не исправится и не изменит свою жизнь; а тому, кто покупает, полагается за его деньги – заключение. Это было бы для него спасительной карой, а для других – примером и предупреждением, чтобы не осмеливались на такой обмен. Если Христос на земле так поступит, исполнит свою обязанность; если не сделает этого, грех его не останется без наказания, когда придется ему дать отчет предо Мной за своих овечек.

Верь Мне, дочерь моя, что ныне так не наказывают. Поэтому Церковь моя достигла такого состояния преступлений и омерзения. Назначая прелатов, не проверяют их жизнь; никто не спрашивает, хороши они или плохи. Если запрашивают о них данные, то у тех, кто является сообщниками их грехов и кто готов дать о них хорошее свидетельство, ибо им подобен. Принимают во внимание только высокое положение претендента, его происхождение, его богатство, его произношение и то, как он выглядит. Что еще хуже, на полном консистории подчеркивают, что он телесно красив. Слышишь, что за дьявольщина! Там где следует искать украшения и красоту добродетели, они смотрят на красоту тела. Они должны выискивать скромных бедняков, которые смиренно избегают высоких постов, а они выбирают тех, кто стремится к ним только из-за тщеславия и надменной гордыни.

Гордятся знаниями. Знания сами по себе благи, даже совершенны, если того, кто ими владеет, соединяет с ними благая, порядочная жизнь и искреннее покаяние, но в постыдном, преступном гордеце знания – это яд. Такой ученишка понимает Святое Писание только литерально. Разум его утопает в невежестве, ибо он утратил свет рассудка и око его разума слепо. В этом свете, усиленном светом сверхъестественным, Святое Писание ясно и понятно, как Я тебе это в другом месте пространно изложил. Видишь теперь, что знания благи в себе, но не в том, кто применяет их во зло. Станут они даже для него мстительным огнем, если в жизни его не наступит исправление. Поэтому следует скорее принимать во внимание святую и благую жизнь, чем знания того, кто плохо поступает. Поступают, однако, иначе. Людей благих и добродетельных, если не блистают знаниями, считают глупцами и пренебрегают ими. Убогих избегают, ибо не имеют что дать.

Видишь теперь, что мой дом, который должен был быть домом молитвы, где должна была сверкать жемчужина праведности, со светом знаний соединенным с благой и честной жизнью, где должно возноситься благоухание истины, мой дом полон лжи. Те, кто в нем живут, должны дать обет добровольной бедности и с истинным рвением стеречь души и вырывать их из рук дьявола, а они вожделеют только богатств. Так их поглощает забота о временных благах, что они совершенно не беспокоятся о делах духовных. Забава, смех, накопление и умножение имущества – вот, что их занимает. Эти несчастные не видят, что это – наивернейший способ утратить их богатства. Если бы они были богаты добродетелями и заботились о благах духовных, как и должны, они бы изобиловали и временными благами, а Невесту мою не беспокоили бы в связи с этим столько возмущений*. Поэтому пусть оставят мертвых погребать мертвецов (ср. Мф 8, 22), а сами пусть следуют учению моей Истины и исполняют в себе мою волю, исполняя то, к чему Я их призвал. А они поступают совсем наоборот. С неупорядоченной любовью и ревностью предаются погребению мертвых и преходящих благ и вырывают власть из рук людей мирских. Это гневит Меня и губит святую Церковь. Пусть мертвые хоронят мертвых; те, кто призван управлять благами временными, пусть ими и управляют.

Я сказал тебе: Пусть мертвые погребают мертвых (Мф 8, 22)? Это слово имеет двоякое значение. Мертвые – те, кто в состоянии смертного греха занимается временными благами с неупорядоченной жадностью, ревностью. Но мертвыми могут быть названы и те, кто попросту им предается. Ибо блага эти – блага ощутимые, блага телесные и управление ими – задание тела. Тело же само в себе – вещь мертвая, не имеет жизни в себе самом. Получает жизнь от души, участвует в жизни души, пока душа в нем живет; теряет её, когда с ним расстается.

Поэтому пусть мои помазанники, которые должны жить как ангелы, оставят мертвые блага мертвым и пусть руководят душами, которые являются живыми существами и никогда не умирают. Пусть ведут их и раздают им таинства, дары и благодати Святого Духа, пусть питают их духовной пищей примером благой и святой жизни. Тогда дом мой станет домом молитвы, изобилующим благодатями и богатым добродетелями. Поскольку они этого не делают, а поступают прямо противоположно, могу сказать, что дом мой стал вертепом разбойников. Ибо они стали перекупщиками: продают и покупают, а правит ими алчность. Превратили мой дом в убежище для животных, ибо живут постыдно как животные. Сделали из него конюшню, где валяются в грязи преступлений. Имеют в церкви своих дьяволиц, как муж жену в своем доме.

Видишь, насколько большим, чем любой другой вред, о которых Я тебе рассказал, является зло, которое основывается на этих двух столпах заразы и порчи; имена им – нечистота и алчность.

* В большинстве писем, написанных к Григорию XI, святая Екатерина утверждает, что вину за антипапские восстания в центральной Италии несут плохие представители папской власти. Поэтому призывает папу, чтобы вместо них назначил добрых пастырей.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий