Третий столп – гордыня

12/10/2018, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХХVIII.

Теперь расскажу тебе о третьем столпе, коим является гордыня. Я оставил ее напоследок, но если она последняя, то также и первая среди всех преступлений. Ибо все преступления имеют свое основание в гордыне, как и все добродетели основываются на любви и из неё черпают жизнь.

Гордыню порождает и питает чувственное себялюбие, которое, как Я тебе сказал, является фундаментом этих трех столпов и всех грехов, которые совершают творения. Кто любит себя неупорядоченной любовью, не имеет в себе любви ко Мне, ибо Меня не любит. Не любя Меня, оскорбляет Меня, не соблюдает заповеди закона, который велит любить Меня превыше всего, а ближнего – как самого себя. Любя себя чувственной любовью, эти несчастные не могут ни любить Меня, ни служить Мне; любят мир и служат ему, поскольку чувственная любовь и мир находятся во вражде со Мной. По причине этой вражды со Мной, те, кто любит мир чувственной любовью и служит ему чувственным способом, ненавидит Меня, как тот, кто любит Меня по-настоящему, ненавидит мир. Поэтому Истина моя изрекла: Никто не может служить двум господам (Мф 6,24; Лк 16,13), ибо, если служит одному, ненавидит другого. Видишь теперь, что себялюбие лишает душу моей любви и облекает её в грех гордыни; таким образом, каждый грех имеет свой источник в себялюбии.

Я страдаю и скорблю над каждым разумным творением, которое пребывает в этом грехе, но насколько же более над моими помазанниками, которые должны быть смиренными. Конечно, все должны иметь добродетель смирения, которую питает любовь, но, насколько же более те, которые предназначены к служению смиренного, непорочного Агнца, Единородного Сына моего. Не стыдятся они, однако, а с ними и весь род людской, возвышать себя, видя, что Я – Бог, снизошел к человеку, чтобы соединить с вашим телом Слово, Единородного Сына моего; видя, что это Слово, из послушания, которое Я Ему наказал, смиренно идет на позорную крестную смерть (ср. Флп 2,8).

Голова Его склонена, чтобы поклониться тебе, чело короновано, чтобы тебя украсить, руки вытянуты, чтобы тебя обнять, ноги пронзены, чтобы стоять рядом с тобой! А ты, несчастный человече, которого Я соделал распорядителем такого изобилия и такого смирения, должен был обнять крест, а ты убегаешь от него и обнимаешься с мерзкими и нечистыми твореньями. Ты должен был быть сильным и непоколебимым в учении моей Истины, накрепко уместить в ней свое сердце и свой дух, а ты несешься как лист на ветру и раскрываешь парус с каждым веянием. Веяние успеха наполняет тебя неупорядоченной радостью; ветер невзгод вводит тебя в нетерпение и гнев, который является стержнем гордыни; гнев – стержень гордыни, как стержнем любви является терпение. Поэтому гордеца склонного к гневу все раздражает и выводит из себя.

Гордыня столь отвратна для Меня, что Я низверг её с неба, когда ангел захотел возвысить себя. Гордыня не восходит на небо, а низвергается в глубину ада. Поэтому Истина моя изрекла: Кто возвышает себя, то есть в гордыни, будет унижен; а кто унижается, тот возвысится (Мф 23,12; Лк 14,11.18,14).

Во всех людях, какого бы то ни было положения, гордыня ненавистна Мне, особенно, как Я сказал тебе, в моих священниках: ибо Я поместил их в смиренное положение, чтобы служили смиренному Агнцу. А сколь же огромна в них гордыня! Как же этот несчастный священник не стыдится гордиться, видя, что Я унизился, снизойдя к вам, дав вам Слово, Единородного Сына моего, распорядителем которого Я его соделал, когда Слово послушное Мне унизилось до позорной смерти на кресте! Голова моего Сына изранена терниями, а этот несчастный возносит голову против Меня и против своего ближнего. Вместо Агнца, которым должен быть, стал бараном и рогами гордыни бодает каждого, кто приближается к нему.

О, несчастный человече! Не думаешь о том, что ты не можешь убежать от Меня. Разве это та власть, которую Я тебе вверил, чтобы ты бодал Меня рогами своей гордыни, оскорбляя Меня и своего ближнего, когда оскорбительным и неразумным образом ты обращаешься против него! Разве это та доброта, с которой ты должен был служить тайны Тела и Крови Христа, Сына моего? Ты стал диким зверем, и нет в тебе страха предо Мной. Ты пожираешь ближнего своего и сеешь вражду, принимая чью-либо сторону; выделяешь только тех, кто прислуживает тебе и приносит подарки, или тех, кто тебе нравится, потому как их жизнь – подобна твоей. Ты должен был их порицать и наказывать их преступления, а ты напротив, подаешь им наихудший пример. Если бы ты был добр, то карал бы прегрешения, но поскольку ты зол, это тебе безразлично и не возмущают тебя чужие грехи.

Ты пренебрегаешь смиренными и добродетельными бедняками; избегаешь их. Хотя не должен этого делать, и правильно, что избегаешь; ибо гниль твоих преступлений не может перенести благоухания их добродетели. Ты гнушаешься видом моих убогих у выхода. Не спешишь посетить их в нуждах, видишь, что они умирают от голода, и не помогаешь им. Почему так? Ибо ноги твоей гордыни не хотят унижаться, чтобы исполнить небольшой акт смирения. Почему не хотят унизиться? Потому что себялюбие, которое питает гордыню, владеет тобой. Поэтому ты не хочешь снизойти к убогим, не хочешь оказать им помощь ни временную, ни духовную, без собственной выгоды.

О, проклятая гордыня, основанная на себялюбии! Как же ты ослепила око разума. Им кажется, что они любят себя как можно нежно, и не видят, что они жестоки к себе; воображая, что что-то приобретают, теряют. Думают, что живут в роскоши, в богатстве, в достатке, а пребывают в убожестве и нищете, ибо лишены богатства добродетели. Низвергнулись с высот благодати в низину смертного греха. Судят, что видят, а на самом деле слепы, ибо не знают ни Меня, ни самих себя. Не знают ни своего положения, ни достоинства, к которому Я их вознес, не знают непостоянства и скоротечности мира. Если бы это знали, не делали бы из него божества. Кто отобрал у них способность познавать? Гордыня. Из-за неё они стали дьяволами, хотя Я избрал их как ангелов, чтобы были в этой жизни земными ангелами; а они низверглись с высот неба в глубину мрака. И этот мрак сгущается, а их бесправия умножаются так, что иногда они впадают в грех, о котором Я тебе расскажу.

Некоторые являются воплощенными дьяволами до такой степени, что иногда делают вид, что освящают хлеб, но не освящают его, из страха пред моим судом и чтобы избавится от всяческой узды, которая бы еще могла предостеречь их от злых поступков. Наевшись и напившись вечером сверх меры, утром выползают из разврата. Обязаны воздать должное служению люду, но память своего бесправия не позволяет им с чистой совестью отслужить мессу в этом состоянии. Немного боятся моего суда, не из-за ненависти к преступлению, а из-за любви, которую питают к себе.

Взгляни, дражайшая дочерь, насколько слеп этот священник! Вместо того, чтобы прибегнуть к сокрушению сердца и к сожалению о грехах с решением исправиться, он хватается за эту уловку, что вообще не освящает. Как он слеп, не видит, что зло, которое он должен совершить хуже, чем то, которое уже совершил. Он делает людей идолопоклонниками, наказывая им поклоняться неосвященной гостии, как если бы она была Телом и Кровью Христа, Единородного Сына моего, истинного Бога и истинного Человека, чем она является в действительности, если освящена; но в этом случае является только хлебом.

Видишь, сколь велико омерзение, и каково мое терпение, что Я это переношу! Если он не исправится, все мои милости превратятся в осуждение.

Но что должен делать люд, чтобы избежать этой опасности? Он должен молиться условно: «Если священник не сказал то, что должен был сказать, верую истинно, что Ты – Христос, Сын Бога живого, данный мне как питание огнем твоей неизреченной любви, как воспоминание твоих сладчайших страстей и великого благодеяния крови, пролитой с таким пламенем любви для омовения наших прегрешений». Таким образом, люд не будет обманут слепотой священника, поклоняясь одному вместо другого. Хотя грех падет исключительно на плохого священника, но верные не менее совершили бы неправильный поступок.

О, сладчайшая дочерь, кто не позволяет земле их поглотить? Что останавливает мою силу, чтобы их обездвижить и превратить в недвижимые статуи пред обличьем людей, что бы устыдить их? Мое милосердие. Я останавливаю самого себя, милосердие мое останавливает мою божественную справедливость, чтобы победить их силой милосердия. Но они, упертые как дьяволы, ничего не признают, не видят моего милосердия. Верят, что им принадлежит то, что получают от Меня. Гордыня ослепила их так, что не видят, что Я уделяю им это только по милости, а не потому, что обязан.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий