Четыре страдания

9/11/2018, No Comment

Из проповеди блаженного Генриха Сузо, Lectulus noster floridus, 2a.

2. Второй внутренний порок – это неупорядоченная меланхолия. Она отличается от первой, так как человек ею охваченный имеет столько понимания, что знает, что его беспокоит, но не вносит внутрь себя порядок, отвечающий воле Божьей, поэтому мы говорим здесь о неупорядоченной меланхолии. Рождается она от страдания, которое сам человек привлекает к себе, тогда когда берется за то, что не должен делать, или от страдания происходящего напрямую от Бога, особенно такого, которое посещает внутренний мир.

Можно различить четыре, из всех наиболее болезненные страдания, которые человек может испытать на земле; они столь тяжки, что никто бы не поверил такому страждущему сердцу, если бы сам их не испытал, или не получил от Бога дар их понимания. Эти страдания никогда не прекращаются, ибо даже то, что должно принести облегчение, а именно – обращение к Богу, становится как раз источником наисильнейшей боли. Величина её не является под видом порчи нанесенной душе, а только как происходящую от нее неутихающую боль. Есть четыре вида таких страданий: сомнения в вере, неуверенность в Божьем милосердии, посещающие человека мысли против Бога и Его святых, и наконец – искушение самоубийства.

Сначала остановлюсь отдельно на втором страдании, а потом над всеми вместе. Страдание, заключающееся в том, что человек начинает сомневаться в Божьем милосердии и собственном спасении, происходит из трех главных источников: таковые люди не умеют задумываться о том, чем является Бог, грех и сокрушение.

Так вот: Бог – это неисчерпаемый кладезь бесконечного милосердия и природной благости. Ни одна верная матерь, которая бы увидела среди бушующего пламени свое единственное дитя, которое носила под сердцем, никогда бы не протянула к нему руки так быстро, как Бог протягивает их к сокрушенному человеку – даже если бы он был обремененный, если это возможно, грехами всего мира и совершал бы их каждый день по тысячу раз.

Ах, милейший Господи, почему многим сердцам Ты даешь столько доводов любви, почему так много душ тоскует по Тебе, а столько сердец находит в Тебе радость? Только ли по причине невинной жизни? Нет, воистину нет! Скорее потому, что думают о том, каковы они – сколь сильно грешны, как слабы и недостойны Тебя. Ты же, Господи свободен и нежен сердцем, отдаешься им с такой свободой! Господи, Ты не нуждаешься в каком-либо человеческом благе (Пс 15,2) и именно это делает Тебя великим пред обличьем их сердец. Тысячу марок Ты даришь также легко как один пфенниг, а тысячу смертных грехов отпускаешь также быстро, как один. Ничто, Господи, я не нахожу более достойным этого, поэтому такие люди не могут Тебя никак возблагодарить, а их сердце расплывается, возвещая Твою славу. Ибо согласно Святому Писанию они более достойны похвалы, чем такие, кто никогда не совершал смертный грех, но были прохладными и не питали любви к Тебе*. Как учит нас св. Бернард, Ты не взираешь на то, каким человек был, а на то, каким хочет быть в жажде своего сердца**. Поэтому тот, кто отрицает, что Ты отпускаешь грехи и что делаешь это много раз в любой момент, хочет Тебя лишить великой славы. Ведь это грех низвел Тебя с неба на землю! Благословенен пусть будет грех – говорит святой Григорий – который дал нам столь возлюбленного и благого Искупителя***, с такой любовью принимающего нас в любой момент! Таким образом, кто сможет поразмыслить, кем является Бог, тот – как говорит Давид – никогда не перестанет на Него уповать (Пс 9,11).

Вторая причина – неумение размышлять над сущностью греха. Истинный грех заключается только в том, что человек осмысленно и сознательно, добровольно, без принуждения и сопротивления своего разума, отвращается от Бога и направляется ко злу. Ибо если бы кто-либо испытал столько искушений, сколько существует минут, если бы они были столь злыми и извращенными, как только сердце может это понять или язык описать, и направлены были против Бога или творениям и если бы этот человек был под их влиянием год, два или еще дольше, то даже и тогда он не совершил смертный грех, при условии что – как это по природе вещей должно быть в таких случаях – с ними боролся, не поддавался им полностью в своих намерениях и воле, а его разуму все это не нравилось. Согласно Святому Писанию и святому учению, в котором провещает Святой Дух, можно быть полностью в этом уверенным, как в том, что Бог есть на небе.

Скрывается в этом определенная трудность, которая в этой материи является проблемой очень тонкой и трудной для понимания. Вот она: Когда появляется такая злая, извращенная мысль, и человек поддастся ей в первый момент, даже может быть даже получая удовольствие, но не полностью сознательно, то есть не отвернулся от неё тот час же, тогда кажется ему, что он поддался ей сознательно и добровольно, а что за этим следует – он виновен и совершил смертный грех. А ведь это не так, ибо – согласно со святым учением – такого рода мысли иногда опережают разум, а удовольствия – добрую волю, так как появляются намного ранее полностью осознанного действия разума и только когда разум в акте осознания действует с полным разумение, тогда может принять или отвергнуть, согрешить или нет. Поэтому также люди, которые жаждут придерживаться христианского учения, пусть в таких обстоятельствах не боятся смертного греха. Св. Августин говорит, что для совершения греха необходима полная добровольность; без неё он невозможен****. По мнению учителей, если бы в раю только одна Ева съела плод, а Адам нет, не произошла бы из этого никакая беда. Точно так все то, что подсовывает чувственность, не приводит к смертному греху, пока нет полного согласия разума.

Третьей причиной испытываемых людьми потерь является их неумение понять сущность сокрушения. Так вот, это – добродетель, которая снимает с человека грех, тогда, когда соединяется со смирением. Св. Бернард говорит, что сокрушение без смирения не нравится Богу*****. Также злой Каин выказывал сокрушение, но оно не было должным. Ибо он говорил так: «Зло моё больше, чем Божье милосердие» (Син. Пер.: «наказание мое больше, нежели снести можно…») (Быт 4,13). Сожалел также и Иуда, но в его сожалении было слишком много беспорядка. Подобный беспорядок появляется в страдании этих людей, и тогда они говорят: «Жизнь моя – несчастье, Господи, зачем я родился? Ах, Господи, если бы я мог умереть!». Говорят также другое подобное, и этим часто легче гневят Бога, чем грехом, если бы в вышеупомянутом случае был хоть какой-то грех. Но согласно Святому Писанию, его нет.

Поэтому тот, кто хочет явить настоящее сокрушение, должен иметь в себе смирение, отвращение от греха и полное упование на Бога. Милейшая Вековечная Премудрость говорит: «Дитя мое, в страдании не пренебрегай собой. Пусть оно приведет тебя к Богу, а Он поможет тебе его преодолеть. Настоящим безумцем является тот, кто, не видя на один глаз, хочет по этой причине выколоть себе второй.

* Лк 15,7: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии».

** Sermo 133 in Cant; PL t. 183, col 1181.

*** O felix culpa, quae talem ac tantum meruit habere redemptorem – эти слова из Пасхального Послания литургии Великой Субботы приписываются не св. Григорию, а св. Августину.

**** De vera religione, 14; PL t. 34,35, col 133.

***** Sermo 38 in Cant. 4; PL t. 138, 974-977.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий