Из темных погребов мироздания…

8/30/2018, No Comment

Из книги Г. К. Честертона, «Святой Фома Аквинский», Глава VII, Вечная философия, b.

Я уже говорил, что современное свободомыслие окутало туманом все, в том числе самое себя. Свобода мысли, прежде всего, сокрушила свободу воли, хотя и здесь последовательности не было. Детерминисты учили жить так, словно воля свободна, зная, что она несвободна; учили двойной жизни, как некогда Сигер Брабантский. XIX век все привел в беспорядок; для нас, живущих в XX, томизм важен тем, что он может вернуть нам упорядоченный мир.

Сейчас я пытаюсь, очень упрощенно и кратко, рассказать, как святой Фома, начиная, подобно агностикам, с темных погребов мироздания, взобрался на высочайшие башни.

Не надеясь втиснуть в такие рамки главную мысль томизма, я все же разрешу себе о ней рассказать. Мне кажется, сознательно или нет, я знал об этом с детства. Когда ребенок смотрит из окна и видит, скажем, траву, - что он знает, если знает хоть что-то? На свете много детских забав безрадостной философии. Блистательный викторианец рад сообщить, что ребенок видит не траву, а зеленоватый суп, отраженный в неверном зеркале глаза. Это рассуждение рационалистов всегда огорчало меня почти безумной своей иррациональностью.

Внутренние раны*

8/27/2018, No Comment

Начало проповеди блаженного Генриха Сузо, Lectulus noster floridus, 1.

Lectulus noster floridus. Эти слова, взятые из Книги любви, были произнесены во славу чистой совести и означают: «Ложе наше украшено цветами» (Песнь 1,16).

Как роскошное ложе, красиво усланное розами, лилиями и другими различными цветами, приглашающее к сладкому сну и отдохновению, неподобно пустоши, полной кореньев и бурьянов, точно так и душа Божьего человека – совести нечестивца. На таком украшенном цветами ложе Божье сердце обретает приятное отдохновение, оно радовало также любящую душу, тогда когда тосковало о полном любви объятии своего Жениха, и говорила возлюбленному: Lectulus noster floridus – «Ложе наше украшено цветами» - что значит: «Наше укрытое жилище закрыто, ложе нашей любви украшено цветами – приди, возлюбленный мой! Позволь мне только сладко уснуть в объятьях твоей бездонной любви».

Есть множество людей, совесть которых не украшают цветы; скорее наоборот, их сердце покрыто мусором. Ибо есть такие, пороки которых обращены во вне, но хватает и таких, в которых они обращены во внутрь, и таковым неслыханно трудно помочь – подобно как людям, которые имеют внутренние телесные раны. Таких ран – очень много, но особенного внимания заслуживают три. Они столь тяжки, что никакие другие нельзя с ними сравнить – столь огромные они создают препятствия. Это: необоснованная печаль, неупорядоченная меланхолия и болезненная неуверенность**.

«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах…»

8/23/2018, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХХ.

Я показал тебе, дражайшая дочерь, отблеск достоинства моих священников. Говорю «отблеск», в сравнении с тем, чем оно на самом деле является. Я изложил тебе достоинство, к которому Я их вознес, выбирая их и делая своими слугами.

Из-за этой власти и достоинства, которыми Я их наделил, не хотел и не хочу, чтобы к ним прикасались мирские руки, каким бы ни было их прегрешение. Прикасаясь к моим священникам, они оскорбляют Меня несчастнейшим образом. Хочу же Я, чтобы им оказывали должное почтение не ради них самих, как Я сказал тебе, а ради Меня, ради власти, которую им дал. Это почтение не должно уменьшаться, даже если бы уменьшилась их добродетель, ибо они всегда по моей воле – слуги солнца, податели Тела и Крови Сына моего, и других таинств. Это достоинство принадлежит как хорошим, так и плохим: все они являются распределителями.

Наука о человеке

8/20/2018, No Comment

Из книги Г. К. Честертона, «Святой Фома Аквинский», Глава VII, Вечная философия, a.

Как жаль, что слово "антропология" связано лишь с изучением антропоидов! Оно безнадежно ассоциируется со спорами доисторических ученых о том, окажется ли какой-нибудь камешек зубом обезьяны или человека (иногда спор кончается тем, что это – зуб свиньи). Несомненно, должна быть чисто естественная наука о таких вещах; но самый термин лучше бы применять к изучению других проблем, не только более важных и глубоких, но и тесно связанных с человеком. Новые американские гуманисты заметили, что старые гуманитарии занимаются не самим homo, а условиями его жизни, экономикой, средой и т. п.; точно так же антропологи копаются в предметах, не столь уж тесно связанных с антропосом. Они рыщут по истории и доистории в поисках не столько Человека Разумного, сколько неразумной обезьяны. Homo sapiens может быть познан лишь в связи с sapientia, и только книги, подобные книгам святого Фомы, действительно ей преданы. Короче говоря, должна существовать антропология, изучающая человека, как изучает Бога теология. В этом смысле святой Фома (быть может, прежде всего) великий антрополог.

Consurge, consurge

8/16/2018, No Comment

Окончание «Книги Любви» блаженного Генриха Сузо, Глава 3, 45-48.

Восстань, восстань, сердце мое, вознесись и облекись в Божью силу, поступай мужественно, будь храбрым и не теряй отвагу, не страшись и не отступай! Никогда не убегай, всегда имей пред очами своего Царя и Предводителя, который ради тебя столь тяжко сражался и терпеливо переносил смертельные раны, который своей горестной смертью попрал смерть и простер на помощь тебе свою десницу. Поэтому ты должен с радостью сразиться с Голиафом, то есть со злым Недругом. Взгляни: у тебя есть крепчайший щит – глубокие раны Его сердца; кто спрячется за ним – тот спасется. Это безопаснейший уголок Енгедди, закрытый от всех злых духов, известный только чистым и для них открытый. Туда убегай от всяческих невзгод, и найдешь защиту от всех своих врагов.

Возлюбленный мой, как долго буду я жить, жажду сердцем исполненным горечи всматриваться в Твои раны, почитать их и только у Тебя учиться, моя милейшая Книга любви, ибо в Тебе, изобильный Кладезь всего, что достойно познания, я нахожу благодать и отпущение всех прегрешений. Ты хранишь меня от искушений и всяческих невзгод, в Тебе я нахожу благороднейший образец жизни и паломничества к Тебе, высочайшее Совершенство. А чего же более на этой земле я бы мог искать у Тебя? Мое тело и сердце должны освободиться от всего преходящего, ибо Ты – Бог моего сердца, моя участь во времени и в вечности. Милейшая моя любовь, только в Тебе я нахожу успокоение всех моих желаний и поэтому, с тех пор, как я завоевал Твою исключительную любовь, мне кажется, что я обрел весь мир. Твоя любовь, мой Возлюбленный, для меня выше, чем обманчивая любовь всех женщин, ибо все сотворенное – только ничтожный и сколь же непостоянный знак Твоей возвышенной необъятности; оно – только указывает на Тебя, Первопричина и Первоисточник всяческой полноты.

Исцеляющий бальзам

8/13/2018, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Мистическое тело святой Церкви, CХIХd.

Язык не в состоянии рассказать об их добродетелях; око твоего разума не видело награду, которую они получили в вечной жизни и которую получит каждый, кто пойдет их следами. Они пред моим ликом как драгоценные камни, ибо Я милостиво принял их труды и свет, который они распространяли с благоуханием своих добродетелей в мистическом теле святой Церкви. Поэтому также Я доверил им очень высокое достоинство в жизни вечной, когда они обрели блаженство и славу созерцать Меня, ибо дали пример учтивой и святой жизни и раздавали достойный свет Тела и Крови Единородного Сына моего и все другие таинства. Поэтому Я люблю их любовью весьма особенной, и ради достоинства, к которому их вознес, делая из них своих помазанников и служителей, и потому, что сокровища, которые Я вверил в их руки, они не закопали по небрежности или невежеству (ср. Мф 25,14-30; Лк 19,12-27), но признали, что имеют его от Меня, и распоряжались им с ревностью и глубоким смирением, этими истинными и надежными добродетелями.

Ангелы на острие иглы

8/09/2018, No Comment

Из книги Г. К. Честертона, «Святой Фома Аквинский», Глава VI, Предварение томизма, b.

Обычного человека и великого схоласта, стремящихся к одному и тому же, разделяет, как на беду, высокая стена. Так уж получилось, стену сложили давно, причины этой беды уже не касаются нормального нынешнего человека и не связаны с величайшей его потребностью - потребностью в нормальной философии. Понять святого Фому мешает форма (не в средневековом, а в нашем смысле слова). Первое препятствие - язык; второе, более коварное - логический метод. Даже в переводе язык святого Фомы - иностранный для нас. Как во всяком переводе, тут не отделаешься подстановкой слов, это не путеводитель. Каждое слово влечет за собой цепь ассоциаций. Например, вся система Фомы зиждется на могучем, но простом понятии, которое охватывает в буквальном смысле слова все, что есть, и все, что может быть.

Он обозначает это словом "ens"; и всякий, кто хоть немного знает латынь, обрадуется, как радуемся мы точному слову в хорошей французской прозе.

Как ни жаль, перевести его толком нельзя. Когда переводчик напишет "бытие", возникнет совсем другая атмосфера. Да, она не должна влиять на разум - но она влияет. Она напомнит об ученом из наших романов, который, помахивая рукой, говорит: "Так поднимемся к вершинам чистого светоносного бытия" - или (что хуже) ученого из жизни, который говорит:

"Бытие - это становление, эволюция небытия по закону его бытия". Как бы то ни было, слово это звучит и глупо, и глухо, словно его употребляют лишь глупые, глухие люди.

O sydera errancia

8/06/2018, No Comment

Из «Книги Любви» блаженного Генриха Сузо, Глава 3, 42-44.

О вы, блуждающие звезды – хочу сказать: вы, непостоянные мысли, заклинаю вас цветущими розами и лилиями долин, то есть всеми украшенными добродетелями святыми, не нарушайте мое спокойствие! Отойдите от меня на мгновение, оставьте меня, прощу, возле Него ходя бы на часок, позвольте мне поговорить с Возлюбленным, не лишайте меня Его милейшего присутствия! О, все мои внутренние чувства, всматривайтесь в Него, отдайте Ему сердце и очи, ибо Он – мой Возлюбленный – белый и румяный, избранный из всех людей этого мира.

О «Не-Я»

8/02/2018, No Comment

Проповедь Иоганна Таулера.

И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящне то, что вы видите (Лк. 10, 23).

Евангелие повествует, как радовался Иисус, когда смотрел в души учеников Своих, как говорил Он: «Благодарю тебя, Отче, что Ты утаил сне от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Ср. Мф. 11, 25), и как называл Своих учеников блаженными, ибо «многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не увидели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Ср. Лк. 10, 24).

«Блаженны очи, видящие то, что вы видите». У человека двоякие глаза: внешние и внутренние. Не будь внутренних, плохо было бы и для глаз внешних, и для человека вообще, ибо был бы он тогда не более чем животное.

Но почему же возможно, что эти внутренние глаза — разум — бывают так незрячи и слепы, что не воспринимают божественный свет?

Вот отчего происходит этот недостаток: на внутренних глазах возникает слой толстой непроницаемой кожи, образующийся из-за привычки смотреть вовне, из-за постоянной склонности к вещам и творениям внешнего мира, к себялюбию, своеволию и собственничеству. Из-за этого многие люди становятся внутренне слепы и глухи, независимо от того, светские они или духовные.