Что было причиной воплощения Сына Божия

7/10/2017, No Comment

Из трактата св. Фомы Аквинского, De rationibus fidei (Об обоснованиях веры), Глава 5.

33. Сходным образом умственная слепота заставляет мусульман высмеивать католическую веру из-за нашего исповедания того, что Сын Божий умер, так как они не понимают глубины такой большой тайны. Прежде всего, чтобы о смерти Сына Божия не судить превратно, мы должны сначала сказать о воплощении Сына Божия. И мы не говорим, что Сын Божий подвергся смерти согласно своей божественной природе, в которой Он равен Отцу, Который является основополагающей жизнью всего, но согласно нашей собственной природе, которую Он воспринял в единство Его лица.

34. Чтобы сказать кое-что о тайне божественного воплощения, мы должны заметить, что любой умственный деятель действует через замысел или концепцию своего ума, что мы и называем словом; как ясно в случае строителя или любого мастера, который действует внешне согласно форме, задуманной им в своем уме. Таким образом, коль скоро Сын Божий - само Слово Божие, из этого следует, что Бог соделал все через Сына.

35. Всякая вещь создается и восстанавливается одним и тем же началом; если дом рушится, он восстанавливается согласно плану, по которому он был ранее создан. Среди творений, созданных через Слово Божие, разумные существа занимают самую высшую ступень, так как все прочие творения служат им и наблюдаются у них в подчинении. И это вполне резонно, потому что только разумное существо может быть владыкой своего деяния посредством свободного произволения, в то время как другие творения действуют не из свободного суждения, но силой природы. И всякий свободный выше, чем тот, кто находится в неволе; рабы служат свободным и находятся у них в распоряжении. Поэтому падение разумного творения действительно считается более серьезным, чем дефект какой бы то ни было неразумной твари. И притом нет сомнения, что Бог судит вещи согласно их действительной ценности. Таким образом, вполне подобающим было для Божественной мудрости восстановлять прежде всего разумное творение, даже более подобающим, чем [восстановление телесных устоев в случае], если бы небеса вдруг рухнули, или что-то подобное случилось бы в телесном мире.

36. Разумные или интеллектуальные творения бывают двух видов: одни отделенные от тела, которые мы называем ангелами, и другие соединенные с телом, которые суть человеческие души. И у того, и у другого вида может произойти падение вследствие свободы произволения. Говоря о падении разумного творения, я не подразумеваю, что оно выпадает из существования, но что оно отпадает от праведности воли. Падение или дефект относятся прежде всего к источнику действия; так, мы говорим, что мастер делает неправильно, когда, мастеря, он допускает изъяны в том, что должно быть им соделано. И мы говорим, что природная вещь является несовершенной или испорченной, если природная сила, посредством которой она действует, порушена или истощена; например, если в растении наблюдается недостаток растительной силы, или в земле – недостаток силы плодородия. Но разумное творение действует в соответствии с его волей, в которой и состоит свобода произволения. Стало быть, падение разумного творения связано с отпадением от праведности воли, которое имеет место посредством греха. Но греховный изъян, который является не чем иным как порочностью воли, надлежит удалять прежде всего Богу, а также посредством Его Слова, которым Он соделал все творение.

37. Грех ангелов, однако, не мог быть исправлен, потому что неизменность их природы обуславливает их неспособность к раскаянию в том дурном, что они однажды предпочли. Но человеческое желание изменчиво по своей природе таким образом, что люди могут не только выбирать разные вещи, добрые или злые, но также и, выбрав сначала одно, могут затем оставить это и обратиться к другому. И эта переменчивость воли остается в человеке, пока в нем сохраняется единство души и подверженного изменению тела. Когда же душа будет отделена от тела, у человека будет та же самая неизменность воли, которую ангел имеет естественным образом. А потому человеческая душа после смерти уже не способна к раскаянию и не может обратиться от блага ко злу или от зла к благу. Таким образом, благости Бога приличествовало, чтобы падшая человеческая природа была восстановлена через Его Сына.

38. Способ восстановления должен соответствовать и восстанавливаемой природе, и ее болезни. Восстановляемая природа, являющаяся разумной природой человека, наделена свободой произволения, не должна действовать по необходимости, проистекающей от какой-то внешней силы, а потому должна быть восстановлена в состояние праведности по ее собственной воле.

Болезнь [падшей природы], поскольку она состоит в порочности воли, требовала восстановления через приведение воли к праведности. Но праведность воли человека состоит в надлежащем порядке любви, которая является ее основной склонностью. Суть упорядоченной любви в том, чтобы мы превыше всего возлюбили Бога в качестве высшего блага, относя к Нему как к конечной цели все любимое нами, а также соблюдая надлежащий порядок в прочих достойных любви вещах, то есть предпочитая духовное телесному.

39. Чтобы вызвать нашу любовь к Богу, не было более сильного пути, чем воспринятие Словом Божиим, через Кого все было сотворено, нашей человеческой природы для ее восстановления, так, чтобы Оно было Богом и человеком. Во-первых, потому что насколько Бог любит человека наиболее ясно выявляется из того, что Бог захотел стать человеком для его спасения; а ничто не может вызвать любовь большую, чем сознание того, что тебя любят.

40. Также, поскольку человек имеет ум и склонности, которые привязаны к телесному, ему не так легко возвыситься до вещей, которые выходят за рамки телесного. Любому человеку несложно знать и любить другого человека, но размышлять о божественной высоте и устремляться к ней с надлежащей склонностью любви не есть удел всех, но только для тех, кто с помощью Бога и с большим усилием и трудом поднялся от телесного к духовному. Поэтому, чтобы открыть несложный путь к Богу для всех, Бог пожелал стать человеком, так, чтобы даже дети могли знать и любить Бога как кого-то подобного себе; и так с помощью того, что они могут схватить, они могут продвигаться постепенно к совершенствованию.

41. Кроме того, Бог, став человеком, дал человеку надежду на достижение причастности к совершенному блаженству, которое природным образом имеет только Бог. Если бы человеку, зная его немощь, было бы обещано возможное блаженство, к которому и ангелы едва способны, и которое состоит в видении и Бога и наслаждении Им, то он едва бы мог надеяться достигнуть этого, если бы достоинство человеческой природы не было продемонстрировано в другом отношении, а именно, что Бог настолько высоко оценил ее, что восхотел стать человеком для его спасения. Таким образом, благодаря тому, что Бог стал человеком, Он сообщил нам надежду, что человек может в конечном счете соединиться с Богом в блаженном наслаждении.

42. Знание человеком своего достоинства, следующего из того, что Бог воспринял человеческую природу, помогает обуздывать свои привязанности к различным творениям, не поклоняться демонам или каким-то другим существам идолопоклонническим образом, и не поддаваться телесным творениям через беспорядочную привязанность. Поскольку, коль скоро у человека есть такое большое достоинство в соответствии с суждением Бога и он так близок к Нему, что Бог захотел стать человеком, то недостойно для человека подчиняться ненадлежащим образом вещам, низшим Богу.




No Comment

Отправить комментарий