Грех и добродетель

2/23/2015, No Comment

Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Учение о совершенстве, VI.

Говорю тебе, что любая добродетель, как и любой грех, совершается при посредничестве ближнего. Кто питает ненависть ко Мне, тот причиняет вред ближнему и самому себе, который является главным ближним; причиняет вред в целом и в частности.

В целом, поскольку вы обязаны любить ближнего, как самого себя; любя его, вы обязаны поддерживать его духовной молитвой, давать советы словом и помогать духовно и материально, в меру потребности. Не имея возможности это делать из-за недостатка средств, имейте, по крайней мере, добрую волю. Кто не любит Меня, не любит и ближнего; не любя его, не поддерживает его; более того – вредит самому себе. Лишается моей благодати, и одновременно вредит ближнему, ибо лишает благодати и его, не поддерживая его молитвой и сладостными желаниями, которые он должен жертвовать Мне за него. Каждая поддержка, которая ему оказывается должна проистекать из доброты, которую питают к нему ради любви ко Мне.

Точно также любое прегрешение касается ближнего; ибо кто не любит Меня, не любит и его. Все зло происходит оттого, что душа лишена любви ко Мне и к своему ближнему. Не будучи в состоянии творить добро, в результате творит зло. А по отношению к кому он поступает плохо? По отношению к самому себе и ближнему; не по отношению ко Мне, ибо Мне не может быть нанесен вред, если Я сам не решу, что Мне причинили то, что причинили ближнему. Человек причиняет себе вред посредством вины, которая лишает его благодати, и нет большего зла, чем это. Ближнему причиняется вред, когда не воздается ему должная доброта и любовь – и помощь, – на которую он имеет право в связи с любовью – через молитву и святое желание пожертвованное Мне за него. Это общая помощь, которую надлежит оказывать каждому творению наделенному разумом.

Но есть еще помощь особенная, которую вы должны оказывать людям более близким к вам и живущим пред вашими очами. В этих условиях вы должны поддерживать друг друга, словом, учением и примером добрых дел, во всех обстоятельствах, когда видите ближнего в нужде, уделяя ему искренний совет, как если бы речь шла о вас самих и без страсти себялюбия. Кто лишен любви к ближнему, не может дать ее ему, а воздерживаясь особенно вредит ему. Не только вредит ближнему, лишая его блага, которое мог бы для него сделать, но и причиняет ему зло и постоянно вредит. Как? Вот таким образом.

Грех совершается мыслью и делом. Мысленный грех совершается тогда, когда человек зачал удовольствие в грехе и ненависть к добродетели, когда он предался чувственному себялюбию, которое лишило его чувства любви, которую должно воздавать Мне и ближнему, как было сказано. Это зачатие порождает множество злых последствий против ближнего, согласно виденью первичной чувственной воли. Иногда мы видим, что оно порождает жестокость, в целом и в частности. В целом тогда, когда грешник видит себя и творения в осуждении и в страхе смерти из-за лишения благодати. Он так жесток, что не помогает ни себе, ни другим любовью к добродетели и ненавистью к греху. Конечно, его жестокость возрастает посредством его собственных деяний. Он не только не дает пример добродетели, но в злонамеренности своей предает себя служению дьяволу, отводя по мере своих возможностей творения от добродетели и ведя их к преступлению.

Такова жестокость по отношению к душе, того кто становится орудием отнимающим жизнь и причиняющим смерть.

Жестокость проявляет грешник по отношению к телу через алчность. Он не только не приходит с помощью к своему ближнему, но и крадет чужое, грабит добро убогих, либо на пути власти, либо хитростью и обманом, наказывая покупать добро ближнего, а часто и его самого.

О злая жестокость, для которой Я не буду милосердным, если она сама не обратится в сострадание и доброту к ближнему. Иногда она порождает оскорбительные слова, за которыми часто следует убийство. Иногда она приводит ближнего к нечистоте, которая превращает его в дикое животное, полное гнили. И заражает не только одного или двоих, но каждый, кто приближается к искусителю и вступает с ним в доверительную связь, подвергается отравлению.

По отношению к кому рождается гордыня? Желая возрасти в собственном мнении о себе, гордец пренебрегает ближним, считая себя выше, и тем самым его унижает. Если он имеет власть – дозволяет себе всяческие нечестия жестокости, вплоть до торговли людскими телами.

О, дражайшая дочерь, скорби из-за нанесенного Мне оскорбления и плачь над теми умершими, чтобы молитва восторжествовала над их смертью! Вот видишь, что всегда, откуда бы они ни пришли, все грехи обращены против ближнего или касаются его. Кроме этого не было бы никогда никакого греха, ни укрытого, ни явного. Грех укрытый совершается тогда, когда ближнему не помогают так, как следует; явный – когда порождает преступления, о которых говорилось.

Воистину, каждое оскорбление, обращенное ко Мне, касается Меня через посредничество ближнего.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

продолжение

No Comment

Отправить комментарий