Из книги блаженного Генриха Сузо «Жизнь» (Vita), I. Глава 10.
Андреа Мантенья, Представление в Храме
На протяжении трех дней перед торжеством Сретения он приготовлял на молитве свечу для небесной Матери. Он обвязывал ее тремя лентами: первую вязал в честь Ее непорочной, девственной чистоты, вторую – в честь Ее безмерного смирения, третью посвящал Ее материнскому достоинству. Эти три признака возносили Ее превыше всех святых. Каждый день он приготовлял эту духовную свечу троекратным Magnificat. Когда наступал день Сретенья, ранним утром, раньше всех он шел в церковь, становился перед главным алтарем и, углубившись в размышления, ждал Богородицу и Ее небесное Сокровище. Когда Она подходила к внешним городским воротам, жаждою своего сердца, опережая всех, он первый выбегал на встречу с Нею, вместе со всеми любящими Бога сердцами. На улице он бросался перед Нею на землю и просил, чтобы вместе со своею свитою Она на минутку остановилась, ибо он хотел ей что-то спеть. Потом он воспевал в тишине духовную песнь, так что уста его шевелились, но никто не слышал прозы Inviolata**. В это пение он вкладывал столько любви, сколько мог собрать. Во время слов O benigna***, глубоко перед Нею склонялся и просил, чтобы оказала милость бедному грешнику. Потом вставал и шел за Нею со своею духовою свечою, прося, чтоб никогда не допустила того, чтоб угас в нем пламень Божественного света. Потом, присоединившись к другим сердцам, любящим Бога, воспевал песнь Adorna**** и призывал их, чтоб они с любовью приняли Спасителя и сердечным кольцом окружили Его Матерь. Таким образом, со славными песнями, провожали Ее до самого Храма. Жаждою своего сердца он входил первым, перед тем как Она дошла до Храма и отдала Сына Симеону. Становился перед Нею на колени, возносил к Ней руки и очи, и просил, чтоб показала ему Дитя и позволила Его поцеловать. А когда в доброте своей подавала Его ему, тогда далеко, до концов земли, он протягивал руки, брал Возлюбленного и по тысячу раз в течение часа заключал Его в свои объятья. Вглядывался в Его прекрасные глаза, смотрел на его маленькие ручки, приветствовал нежные уста и все детские члены небесного Сокровища, потом поднимал взгляд и издавал в сердце крики восторга, что Тот, который удерживает небеса, так велик и одновременно так мал, так прекрасен в небе и такой как дитя на земле. Потом он делал с Ним все, что тот ему позволял: пел и плакал, исполнял разные духовные упражнения, а потом быстро возвращал Его Матери, входил вместе с Нею в Храм и оставался там до конца.
* Mariä Lichtmess, традиционное название праздника Сретения Господнего (Представление в Храме).
** «Проза», иначе известна как «секвенция», является одним из видов средневековой литургической поэзии, обычно носящий радостный и лирический характер. Прозы были особенно популярны в Германии и Франции. Inviolata – Непорочная. В доминиканской литургии эта проза сохранилась до нынешнего времени, ее поют в первую вечернюю праздника Сретенья и после субботней вечерней литании.
*** «О, милостивая!»
**** Adorna thalamum tuum, Sion – «Сион, укрась свой чертог» - начало песни, которую пели во время процессии с освященными свечами.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
комментарии: о. Веслав Шимона ОР
Отправить комментарий