Лето – пора отпусков, когда особенно манят дальние странствия и мечты о море. Впрочем, море всегда привлекало человека своими бескрайними просторами и далёкими, неведомыми землями, побуждая к странствиям и величайшим географическим открытиям.
В давние времена, когда морские путешествия были небезопасны, те, кто отправлялся в плавание, нередко прибегали к помощи своих небесных покровителей, прося, чтобы мореплавателям сопутствовал попутный ветер. Эта вера, разумеется, не могла не найти отражение в искусстве, которое, как известно, охватывало собой все сферы человеческой жизни.
Сегодняшний рассказ посвящён весьма необычной, в некотором смысле уникальной картине испанского художника Алехо Фернандеса «Покровительница мореплавателей», которую именуют также «Мадонна попутного ветра».
С доминиканской точки зрения эта картина интересна также тем, что на одной из её панелей изображён Блаженный Пётр Гонсалес (Тельм), известный как небесный заступник моряков. Впрочем, о нём я расскажу чуть позже. Прежде же обращусь к личности самого Алехо Фернандеса – художника весьма талантливого и успешного, уже при жизни получившего признание современников.
Будучи немцем по происхождению (в одном из документов он упоминается как «Маэстро Алексо, немецкий художник»), Алехо Фернандес, вероятно, родился в Германии около 1475 года, откуда его семья перебралась в Кордову. Там, в Кордове, Алехо постигал азы изобразительного искусства и там же начал свою профессиональную деятельность. Историки искусства предполагают, что в молодости Алехо побывал в Италии, так как его творчество несёт в себе многие характерные черты, свойственные итальянскому Ренессансу. В то же время, в произведениях Алехо Фернандеса чувствуется также влияние нидерландских художественных традиций, бывших в Испании в то время довольно популярными. Сохранились созданные им в Кордове образы: «Бичевание Христа» (Кордова, Провинциальный музей изящных искусств) и «Тайная Вечеря» (Сарагоса, базилика Нуэстра Сеньора дель Пилар), которые свидетельствуют о новых художественных приёмах мастера, впервые в испанской живописи уделившего внимание вопросам тщательного построения архитектурной перспективы.
В 1508 году Алехо Фернандес вместе со старшим братом, скульптором Хорхе, отправился в Севилью, получив заказ от каноников кафедрального собора на раскраску главного ретабло собора – величественного многоярусного алтаря, украшенного множеством искусно выполненных резных изображений из дерева. Уже тот факт, что на исполнение столь важного заказа был приглашён художник из Кордовы, говорит о мастерстве Алехо.
Работа над ретабло собора принесла Алехо Фернандесу известность и материальное благополучие. Уже очень скоро он был признан наиболее значительным художником Андалузии и обзавёлся большой мастерской, где вместе с учениками исполнял многочисленные заказы для храмов и монастырей Севильи, Сарагосы и других городов.
Излюбленной темой Алехо Фернандеса стало изображение Пресвятой Девы Марии. Созданные им образы Богоматери преисполнены лиричности, утончённости и совершенной гармонии, в которой внешняя красота отражает внутреннюю чистоту и нежность.
«Покровительница мореплавателей» – самое известное произведение Алехо Фернандеса. Этот алтарь написан приблизительно в 1531-1536 гг. по заказу се¬вильской Торговой палаты, которая была создана для решения вопросов, связанных с освоением Нового Света: организацией и финансированием трансатлантических экспедиций, торговли, кораблестроения, картографии. Дело в том, что начиная с 1522 года все испанские корабли могли отправляться в Америку только из Севильи и в Севилью же возвращаться. Выбор пал на Севилью, так как она была крупнейшим портом в западной части Испании, находившимся не на побережье, а на судоходной реке Гвадалквивир, что надёжно защищало порт от вражеских нападений. Каждый корабль, идущий из Америки, должен был зарегистрироваться в Торговой палате Севильи и уплатить пошлину. Таким образом, Торговая палата Севильи была одним из важней¬ших институтов испанской колониальной империи. Главный зал Торговой палаты вскоре был превращён в часовню, где прежде и располагался алтарь, написанный Алехо Фернандесом. Интересно, что это была первая в испанской живописи картина, посвященная теме открытия Нового Света. В настоящее время она находится в одном из залов дворца Алькасар в Севилье.
Алтарь состоит из пяти живописных панелей – центральной и четырёх боковых, – разделённых резными позолоченными деревянными рамами.
Центральная панель изображает Деву Марию, Которая широко раскрытым плащом осеняет стоящих перед Ней на коленях мореплавателей и находящихся за ними обращённых в христианство индейцев. Такой тип изображения Богоматери известен в изобразительном искусстве как «Богоматерь Милосердия» и уже неоднократно встречался в произведениях многих художников – как испанских, так и итальянских. Однако новшеством Алехо Фернандеса было включение в распространённый композиционный сюжет портретов знаменитых путешественников и купцов. Новшеством оказались и портреты коренных народов Америки, которые можно было видеть разве что в путевых зарисовках путешественников, но ещё никогда прежде они не изображались на алтаре.
Следуя канонам, сохранившимся ещё со средневекового искусства, Алехо Фернандес подчёркивает разномасштабность фигур, написав Пресвятую Богоматерь значительно больше остальных персонажей.
Дева Мария и мореплаватели словно парят на облаках на фоне неба, пламенеющего в лучах солнца. Богатое, расшитое золотом платье Богоматери оттеняется тёмным плащом, голова изящно наклонена, руки воздеты в благословляющем жесте, взгляд направлен вниз к тем, кого Она берёт под Своё покровительство и защиту. Крайним слева в богатом золотистом парчовом одеянии изображён, как предполагают, Христофор Колумб. Рядом с ним стоит на коленях молодой человек, вероятно, Мартин Алонсо Пинсон, который участвовал в первой трансатлантической экспедиции Колумба в 1492 году, будучи капитаном каравеллы «Пинта». Белобородый старец с тростью, по мнению некоторых искусствоведов, – Америго Веспуччи, хотя другие исследователи склоняются к предположению, что это портрет доктора Санчо де Матинезо, который служил в качестве первого директора Торговой палаты и являлся покровителем искусства. Личность находящегося рядом с ним мужчины в фиолетовом плаще определить не удалось, как невозможно сделать это и в отношении молодого светловолосого человека, стоящего непосредственно справа от Святой Девы Марии. Находящийся рядом с ним мужчина в чёрном берете и тёмном плаще большинством искусствоведов идентифицируется как император Священной Римской империи Карл V. Наконец, стоящим крайним справа в яркой красной накидке изображён знаменитый конкистадор Эрнан Кортес. В глубине плаща Богоматери, за светлокожими мореплавателями можно увидеть группы индейцев – мужчин слева и женщин справа. Скорее всего, изображения индейцев не являются портретами конкретных людей, а представляют собой, в какой-то мере, символическое отображение народов Нового Света, обращённых в христианство и вошедших тем самым под небесное покровительство Пресвятой Богородицы.
Нижняя часть картины интересна тем, что на ней можно видеть реалистично написанные плывущие по морю корабли различных типов, характерных для тех времён – от лодок до каравелл и галеонов, что представляет собой важный источник по истории кораблестроения.
На боковых панелях находятся изображения святых: Святой Себастьян, Святой Апостол Иаков, Блаженный Пётр Гонсалес и Святой Иоанн Богослов.
Остановимся на личности Блаженного Петра Гонсалеса, известного также как «Святой Тельм».
Пётр Гонсалес родился в аристократической семье в городе Асторга в Испании.
Образование получил у своего дяди, епископа Асторги, который добился для него должность каноника в Паленсии, несмотря на то, что Пётр был ещё весьма молод. Впрочем, Петра мало заботила духовная жизнь – он предпочитал роскошь и праздность. Но, как говорится, пути Господни неисповедимы. Однажды произошло событие, которое полностью изменило жизнь молодого каноника: когда в канун Рождества он в роскошном одеянии горделиво въезжал в Паленсию, то неожиданно упал с коня в грязь и был осмеян толпой. После этого позорного случая Пётр решил порвать с миром, который насмехался над ним. Он сделал это весьма радикально, отправившись в Доминиканский монастырь. Там он упражнялся в добродетелях и вёл благочестивую жизнь, полную самоотречения и служения Богу и людям. Со временем Пётр Гонсалес стал известным проповедником, так что большие толпы народа собирались для того, чтобы его послушать. Проповеди Петра приносили благодатные плоды многих обращений. Позже он стал духовником и капелланом Святого Фердинанда III – короля Кастилии и Леона, реформировал судебную систему короля, сопровождал Фердинанда в крестовом походе против мавров, где был вместе с ним на полях сражений, а затем направил свою деятельность на то, чтобы добиться более гуманного обращения с мавританскими заключенными. Однако подлинным желанием Петра было проповедовать беднякам. Поэтому он посвятил остаток своей жизни обращению бедных и необразованных моряков в Галиции и на побережье Испании.
Пётр Гонсалес скончался в Туе 14 апреля 1246 года, где был похоронен в местном соборе. Он был беатифицирован в 1254 году Папой Иннокентием IV. Его культ был подтверждён в 1741 году Папой Бенедиктом XIV. Несмотря на то, что моряки называли его «Святой Тельм», Блаженный Пётр Гонсалес не был официально причислен к лику святых.
На картине Алехо Фернандеса Блаженный Пётр Гонсалес изображён держащим в правой руке корабль, а в левой – свечу. Вероятно, свеча означает не только Свет Христов, но и удивительное природное явление, которое получило название «Огни Святого Эльма (Тельма)» – разряд в форме светящихся пучков или кисточек, возникающий на острых концах высоких предметов при большой напряжённости электрического поля в атмосфере. Чаще всего такие огни можно было видеть на концах мачт кораблей. При этом моряки верили, что появление таких огней принесёт им удачу или спасение от опасности.
Юлия Карлова OPs
Отправить комментарий