Риза воли Божьей

6/22/2012, No Comment

Молитва святой Екатерины Сиенской. Рим, 15 февраля 1379 г..

О Боже Вековечный, Вековечный и Всевышний Боже, Любовь Невыразимая! В Твоем свете я увидела свет, в Твоем свете я познала свет, ибо в Твоем свете познается причина сияния и причина мрака, то есть познается, что Ты, Боже – источник всяческого света, а мы – источник темноты. В сиянии Твоем видим и познаем то, что совершает в душе свет, а что совершает тьма. О Троица Вековечная, достойны восхищения дела Твои, а увидеть их можно в Твоем свете, ибо совершил их Ты, тот кто сам есть свет.

Ныне Твоя Истина с чудесным сиянием раскрывает причину тьмы, то есть – смердящие лохмотья человеческого своеволия и показывает орудие при помощи которого можно познать свет, то есть – облачиться в ризу Твоей благой воли. Это чудо, что оставаясь в темноте, мы можем узреть свет, в вещах временных можем познать вечные, а в смерти познать жизнь. Истина Твоя поучает, что так как человек снимая одежду выворачивает ее на изнанку, так и душа должна совлечь с себя своеволие, если хочет совершенным образом облачится в волю Божью.

А как можно сбросить с себя одеяния своеволия? При помощи света, которое нам будет светить, если только рукою свободной воли мы возьмем светильник, полученный на святом крещении. Ибо тогда в свете мы видим свет. Откуда душа одержала этот свет? Только от Тебя, Светило. А указал Ты нам этот свет прикрытым завесой нашей человеческой природы. Что обретает душа облаченная в Твой свет? Она освобождается от темноты голода и жажды истекающих из мрака смерти, ибо алчет добродетелей, и отгоняет от себя голод своеволия, жаждет Твоей славы, и отдаляет от себя жажду собственного возвеличивания, живет Твоей благодатью, и удаляет от себя смерть греха и порочного своеволия.

Ах, смердящие лохмотья своеволия, вы совсем не прикрываете душу! О, воля обнаженная себя самой, ты – залог жизни вечной! Ты вызываешь, что человек аж до смерти становится верным своему всемилостивому Творцу, а не миру. Ты связываешь душу с Богом так сильно, что она полностью отрекается самой себя.

Как душа познает, что совершенно не привязана к самой себе? Так, что не ищет уже ни времени, ни места для своего удовольствия, но так, чтоб это нравилось Тебе, Боже. Это и есть именно та блистающая риза Твоей воли. А воля Твоя это не только сиянье и свет, но само солнце. Так как солнце освещает и согревает землю, чтоб проросло в ней зерно и поспели плоды, так точно, Отче Вековечный, истинный свет воли Твоей освещает и согревает душу. Ты освещаешь душу, чтоб в свете премудрости Твоей узрела истину. Согреваешь душу, чтобы живя в саду временного мира, принесла зрелые плоды истинных и настоящих добродетелей.

Почему же душа не совлекается самой себя? Потому что не хватает ей света, потому что не познает, и не использует яркий свет, которым Ты одарил все разумные творения. А почему не познает? Потому что заслонила око разума бельмом греха, узами греха связала свою волю, а ведь это воля является виною каждого греха.

О, глупая душа моя, как же ты не можешь чувствовать смрад греха? Как же ты не чувствуешь аромат благодати и добродетели? Происходит это потому, что ты не видишь свет.

Согрешила я Господи, помилуй меня.

Боже Вековечный, в Твоем свете я узрела, что Ты сотворил человека очень подобным себе. Вижу, что Ты поставил его как бы в кругу истинного познания себя и где бы он ни находился, в какую бы сторону не пошел, всегда остается внутри круга. Если в Твоем свете я начинаю познавать бытие, которым Ты нас одарил, вижу в нас Твой образ и подобие. В трех силах души я вижу наше подобие со Святой Троицей. Когда всматриваюсь в Слово, которым мы были наново сотворены к жизни в благодати, вижу Тебя, Христе, подобного нам благодаря соединению божественной и человеческой натур. Когда же обращаюсь к душе освещенной Тобою, истинный свет, вижу, что обитает она в Тебе, когда всю жизнь следую согласно учения Твоей истины и обретаю конкретные добродетели по любви к Тебе. А эта любовь рождается в Твоем свете и Ты сам являешься нею. Поэтому душа, которая с любовью соблюдает учение Твоей истины, становится подобной Тебе, великий Боже. Совлеченная одеяния своеволия и облаченная в Твою волю, не ищет уже и не жаждет ничего, только того, что Ты хочешь.

Боже, Ты влюблен в душу, а душа – в Тебя. Но Ты любишь её бескорыстно, ибо полюбил её раньше, чем она появилась, а она любит Тебя по обязанности. Душа понимает, что она обязана любить Тебя, ибо это она в долгу перед Тобой, а не Ты перед ней. Также она понимает, что не может дать Тебе такую же любовь как Твоя, и поэтому должна любить своего ближнего бескорыстно и одновременно по обязанности. Любить бескорыстно это значит – не искать вознаграждения, не служить ближнему в обмен на оказанную услугу, а только по любви. Любить по обязанности это значит – быть послушным Твоей, Божьей, заповеди.

Вижу, как сильно подобен Тебе человек, который со светом разума, полученным от Тебя, истинный Свет, и по любви к Тебе всматривается в зерцало Твоей истины. Когда я вижу это, понимаю, что Ты, Боже Бессмертный, дозволяешь человеку познавать вечные блага и вкушать их в сладости Твоей любви. Ты, который являешься светом, позволяешь человеку участвовать в Твоем свете. Ты, который являешься огнем, вместе с человеком входишь в огонь и в нем сплавляешь свою волю с его волей. Ты, который являешься премудростью, одариваешь человека способностями искания и познания Твоей истины. Ты, который являешься наивысшей силой, одариваешь человека такой силой, что ни сатана, ни творенье не могут его победить, если сам он не поддаться. И он никогда не захочет поддаться, если только постоянно будет носить ризу Твоей воли, ибо только собственная воля может ослабить его. Ты, Бессмертный, наделяя человека своим подобием, соделал бессмертной его душу уже в этой жизни, во время земного паломничества. А в жизни вечной, узрев Тебя лицом к лицу, человек совершенным образом соединяется с Тобою, а его свободная воля связывается с Твоею так сильно, что ничто не может его от Тебя отделить.

Исповедую и проповедую, что Твоя Истина говорит истину, что благодаря благодати человек соединен с Тобой, а Ты с человеком. Но Ты не даешь человеку только частичку благодати, но даешь ему её всю. Почему говорю: всю? Потому что нет у нас нехватки ни в чем, что нужно для спасения. Человек – более или менее совершен в зависимости от того как пользуется натуральным светом полученным от Тебя, Боже.

Что же я могу сказать? Только то, что Ты, Боже, стал человеком, а человек стал Богом. Какая была причина этого подобия и единства? Свет, в котором человек познал Твою волю. Когда же он познал Твою волю, облачился в неё, отбросив собственную волю, приносящую ему темень, наготу и смерть. А человек облаченный в Твою волю – облачен в Тебя, благодаря благодати и свету, благодаря огню и премудрости и соединению Твоей божественной природы с человеческой. Да, Ты, Боже – воистину являешься причиной всяческого блага, а человеческая воля – причина всяческого зла, ибо одеяние её соткано из себялюбия. А зло порождает то, что человек погружается в темень, ибо выходит из круга света святой веры, в котором-то круге всюду встречал Тебя, Боже. Кому подобен и с кем соединен человек, который оставил круг света? Подобен он неразумному животному, ибо следует порочному закону и учению дьяволов – видимых и невидимых.

Боже Вековечный, Боже Великий, исповедую и не отрицаю, что я – жалкая причина всяческого зла, ибо не пользовалась светом, чтобы в Твоем свете узреть, как сильно неприятен Тебе, а для меня – вреден, жалкий и смердящий балахон моего порочного своеволия. Так я не познала милой воли Твоей, в которую я обязательно должна облачиться.

Согрешила, согрешила я Господи, смилуйся надо мною.

Боже Вековечный, Боже Всевышний, Ты в свете своем даешь свет. Поэтому молю тебе смиренно, излей свет на каждое разумное творение, а особенно на нашего милого Святого Отца, Твоего наместника, ибо находится он в большой нужде. Излей на него столько света, сколько ему будет нужно и соделай его подобным себе. Освети тех, кто блуждает во мраке, чтобы в Твоем свете познали и полюбили Истину. Прошу Тебя, Господи, о тех, кого Ты мне дал, чтобы я их особенно сильно любила. Освети их своим светом и удали из их сердец всяческое несовершенство, чтобы в истине трудились в саду Церкви, куда Ты выслал их работать. Молю Тебя, укажи и возмести на мне за все их пороки, ибо это я являюсь их причиной.

Согрешила я Господи, помилуй меня.

Благодарю, благодарю Тебя, небесная, Вековечная Троица, за то, что в свете Твоем Ты уделяешь прохладу и отдохновение душе моей. Ибо возрадовалась она, видя подобие Твое в нас, творениях. Я – та, которой нет, а Ты – Тот, кто есть. Ты позволил мне прославлять Тебя и воздавать Тебе почитание, и поэтому это Ты сам, Боже, прославляешь себя. Воля Твоя заставила Тебя оказывать милосердие миру и посылать помощь Твоему наместнику и Твоей милой Невесте.

Согрешила я Господи, помилуй меня.

Вековечный, Всевышний Боже, удели мне Твое милое благословение. Аминь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий