Сила Страдания Христова

1/16/2012, No Comment

Молитва святой Екатерины Сиенской. Рим, 27 марта 1379 года, Вербное Воскресенье.

Боже Вековечный, небесная и вечная сила. Ты - велик, а я - мала. Моя любовь не может достичь Твоего величия. Но когда чувства, разум и память вознесутся с низин человеческой натуры, тогда, в свете происходящем из Твоей ясности вижу и познаю. Когда я всматриваюсь в Твои высоты, то всяческое возношение к Тебе моей души кажется мне темною ночью пред ясным днем, а мое познание такое отличное от Твоего, как свет луны отличен от блеска солнца. Ибо я, смертная малость, не могу достигнуть Твоего бессмертного величия. Благодаря чувству любви я могу Тебя вкусить, но не могу Тебя увидеть в Твоей сущности.

Боже, Ты сам сказал, что человек пока он жив, не может видеть Тебя (Исх 33,20). Человек, живущий своею чувственностью и волей не может увидеть Тебя и не может понять огромную тайну Твоей любви. Если человек живет разумно, может Тебя познать в делах Твоей любви, но пока он живет в смертном теле, не может познать Твоей сущности. Воистину, моя малость не может достичь Твою небесную вышину, но при помощи любви могу вкусить видение лицом к лицу и узреть Тебя как бы в зеркале (1 Кор 13,12). Чем совершеннее моя любовь, тем совершеннее видение. Поэтому я могу лучше познать Твою любовь, но не Твою сущность.

Когда я достигну благодати совершенного познания Твоей любви, которым наслаждаются Твои святые в небе, а которого я не могу в полноте вкусить, пока живу в смертном теле? Тогда, когда пробьет час оглашающий полноту священного времени, а душа моя освещенная Твоим светом узнает, что это воистину провозвещенное время. Тогда пошлешь нам, Боже, великого Лекаря, Единородного Сына Твоего, тогда жених соединиться с невестой, то есть божество заключенное в Слове с нашей человеческой натурой. Мария была инструментом этого соединения, ибо облачила Тебя, Вековечный Жених творения, в одеяние человеческой натуры.

Эта любовь и соединение были так скрыты, что только немногие познали это, поэтому человек еще не понял Твоего величия. Но я вижу, однако, что наконец человек, просвещенный Твоим светом, совершенным образом постиг познание Твоей любви в Страдании Твоего Слова. Ибо когда Христос повис на древе Креста и предал смерти свое пресвятое тело, огонь Божьей любви скрытый пеплом человеческой природы вспыхнул ярким, великим пламенем. Чтобы человеческая любовь была движима ввысь, к великим вещам, а око разума всмотрелось, как в зеркало, в огонь Божьей любви. Ты, Вековечное Слово, возжелал быть вознесенным над землею (Ин 12,32) и высоко, на Кресте, собственной кровью подтвердить свою любовь. В пролитой крови Ты показал нам свою любовь и щедрость. В крови Ты также показал, как сильно Тебя мучает и гнетет грех человека. Кровью своею Ты омыл лик невесты Твоей, то есть души, с которой Ты обвенчался соединяя свою божественную природу с человеческой. Кровью своею Ты облачил человека, бывшего нагим, а смертью своею – вернул ему жизнь.

О, вожделенное Страдание! Ты, Вековечная Истина, горячо жаждал страдания, и говоришь, что не жаждет его и не любит тот, кто любит самого себя но тот, кто обнажился снимая с себя себя самого и облекся в Тебя. Человек, так облаченный возносится в высоты в свете и в Твоем свете познает величие Твоей любви. О, приятное и благое Страдание, Ты наполняешь душу миром и позволяешь ей безопасно ходить по волнам волнующегося моря! О, приятное и восхитительное Страдание, богатство души, утешение страждущих, насыщение алчущих, тихая гавань и рай души! О, истинная радость, слава и счастье наше! Душа, гордящаяся Тобою, находит плод жизни. А кто гордиться страданием? Наверняка не тот, кто чувственными ощущениями затмил свет разума, ибо такой человек не видит ничего кроме земли.

Страдание, Ты уничтожаешь всяческую слабость, если только больной желает лечиться, ибо Ты не лишила нас свободы. Ты, Страдание, возвращаешь умершему жизнь. Ибо душа болеет по причине сатанинских искушений, Ты ее освобождаешь от них. Когда душу преследует мир, когда она поддается собственной слабости, Ты являешься единственным ее прибежищем. В Тебе, блаженное Страдание, душа познала не только деяние Слова совершенное в мучении, которое имело свой конец, но также вознеслась на вершины Божьей любви и вкусила ее. В Тебе, Страдание Христово, душа жаждет понимать и познавать истину, жаждет упиться Божьей любовью, явленной в Твоей слабости, и сгореть в ней. Христе Распятый, Ты кажешься слабым из-за человеческой природы, которая в Тебе страждет, но в ничем это не умаляет Твоего величия, ибо велика тайна Твоего Страдания в божественной природе. Божество возносит Тебя на небесные высоты и только благодаря нему Страдание Твое достигает своей цели.

О, Страдание, душа, почивающая в Тебе, умирает для чувств и может наслаждаться Божьей любовью. Христе, как же сладостна и приятна любовь, которую вкушает душа, когда проникнет под скорлупу Твоей человеческой природы! Находит там свет и огонь любви, ибо видит чудное единство божества и нашей человеческой природы. Также видит, как человеческая природа проходит и исчезает, а божество – нет. Присмотрись, душа моя, присмотрись хорошо, и узришь Слово Божье в человеческом облике, подобного облаку. Божество однако не получает никакого умаления из-за облака, то есть мраков нашей человеческой природы. Облако человеческой природы не затмевает солнца божества, и темнота человеческой природы не поглощает блеск божественной природы. Божество подобно голубому небу, которое остается ясным и чистым даже когда его закрывает туча. Откуда мы это знаем? Вот видим, что когда закончилось Страдание Христово, в Его теле осталось божество. После воскресения в Его прославленном теле человеческая природа воссияла полным блеском. То, что прежде было мрачным и смертным, теперь стало лучезарно ясным и бессмертным.

Страдание, Ты поучаешь разумные творения, как они должны поступать. Поэтому заблуждаются те, которые хотят ступать следами наслаждения, а не страдания, ибо никто не придет к Отцу не иначе как через Сына, а Тебе, Слово, мы не можем подражать если не вкусим Твоей любви к страданиям. Хотя человек вздрагивает пред болью, но переносить страдания стоит того и он не должен избегать их. Ибо если он страдает в свете солнца, то есть со Христом, не чувствует никакой усталости, как и божество Христа не чувствовало никакого мучения, ибо охотно принял он на себя тяжесть креста. С той минуты, когда Слово Божье согласилось на страдания, душа может познать Божью любовь в свете благодати. Благодаря этому свету уже теперь, в проходящим времени, мы начинаем познавать сущность Бога погруженную во времени бесконечном. Так благодаря унижающему Страданию мы познаем Твое величие, Боже. Я говорю об унижении не потому, что тайны Твои были простыми и низкими, совсем наоборот – они необычно утонченные и возвышенные, но потому, что на Кресте была уничижена и унижена Твоя человеческая натура.

Милый, Вековечный Боже, бесконечное, утонченное величие! В темноте греха мы не могли сами вознести нашу низкую любовь и наш разум на высоты Твоего небесного величия. Но Ты, наилучший Лекарь, послал на землю Слово с наживкой человеческой природы и поймал человека, а также сатану силою божественной природы, а не человеческой. Придя в мир под видом малого дитя, Ты соделал человека великим; принимая оскорбления – соделал его счастливым, перенося голод – насытил его Своею любовью, снимая с Себя жизнь – приодел его в ризу благодати, перенося огромный позор – вернул ему честь, погружая во мрак свою человеческую природу – ввел человека в свет. Когда Ты повис на Кресте, своими распростертыми руками Ты обнял человека и вскрыл свой бок, чтобы человек спрятался в нем от неприятелей. В гроте Твоего пробитого бока человек может познать Твою любовь, в которой Ты являешь, что Ты хочешь дать ему бесконечно больше, чем это возможно в деянии, имеющим свой конец. В Твоем вскрытом боку человек нашел кровь и смог ею омыть лицо души от проказы греха.

О, восхитительная любовь, приятный огонь, бездонная пропасть любви! О, непостижимое величие, чем дольше я возношу взгляд к высотам Твоей силы, явленной в Страдании Слова, тем больше моя несчастная душа стыдиться и сожалеет, что никогда Тебя не познала. И все потому, что я постоянно было живой для чувств и мертвой для разума. Пусть сегодня Твоя пламенная любовь возжелает осветить око моего разума. Освети также тех, которых Ты дал мне как детей. Освети все разумные творения.

Боже, любовь моя, спрашиваю Тебя только об одном. Некогда, когда мир лежал больным, Ты послал Сына Единородного в качестве лекаря, и я знаю, что Ты соделал это из любви. Вот ныне мир погрузился в такой глубокий сон смерти, что видя это, вздрагивает и слабеет моя душа. Поэтому я спрашиваю Тебя: какой способ Ты предпримешь, Боже, строгий Судья, который не придешь уже больше в мир, чтобы его спасать, но для того чтоб судить? Как же вернется к жизни умерший мир? Бесконечное Благо, верю, что нет у Тебя недостатка в способах. Верю и исповедую, что ни Твоя любовь не уменьшилась, ни Твоя сила не ослабла, также не исчезла Твоя мудрость. А поэтому Ты можешь, хочешь и в силах послать нужную помощь. Молю Тебя, если позволит это Твоя доброта, покажи мне способ вернуть к жизни мою душу. Спаси её и соделай, чтоб мужественно приступила к действиям согласно Твоей воле.

(Здесь последовал ответ Бога, который святая не передала.)

Боже Великий, это правда, что Сын Твой не придет уже в мир иначе, чем во всем величии, чтобы судить, как это было сказано (Мф 25,31). Вижу однако, что Ты называешь христами Своих слуг и с их помощью хочешь победить смерть греха и вернуть жизнь миру. Каким образом? Таким образом, что будут они мужественно следовать путем Слова, полны ревности и пламенного желания будут умножать славу Твою, а душам помогать спастись. В этом служении они будут терпеливо переносить боль, невзгоды, оскорбления и обвинения, откуда бы они ни происходили. Когда же окончатся их страдания, Ты утолишь их огромную жажду и уделишь им прохладу, это значит – выслушаешь их молитвы и исполнишь просьбы. Если бы они, однако, переносили только телесные страдания, а не познали бы страдания жажды, то не дало бы это плод ни им самим, ни другим людям. Так как Страдание Слова, без силы божества не достаточна для спасения человеческого рода.

Наилучший Целитель и Спаситель, дай нам таких христов, которые бы неустанно бдели, постились и со слезами молились о спасение мира. Ты называешь их своими христами, ибо они уподобились Твоему Единородному Сыну. Ах, Вековечный Отче, соделай, чтобы они не были слепыми и безразличными глупцами, чтобы очи наши не затмила мгла, но позволь нам познать волю Твою.

Согрешила я, Господи, помилуй меня.

Благодарю, благодарю Тебя, ибо Ты ниспослал утешение душе моей и оставляя её в смертном теле, позволил ей познать величие Твоей любви. Благодарю Тебя также за лекарство, которое Ты уже прописал и приготовил, чтобы излечить мир от болезни смерти.

Ох, несчастная душа моя! Ты проспала всю жизнь, но не спи дольше. Невыразимая Любовь, я знаю, что телесные страдания Твоих слуг принесут плод благодаря силе святой жажды их душ, и эта жажда черпает свою силу в силе Твоей любви. Как же несчастна моя душа! Она не ходит во свете, но погружается в темноту. Восстань, восстань душа моя и выйди из мрака! Пробудись, открой око разума и взгляни в непостижимую глубину Божьей любви. Ибо если не увидишь, не полюбишь, а полюбишь столько, сколько увидишь. Возлюбив же, станешь послушной и облачишься в ризы Божьей воли.

Согрешила я Господи, помилуй меня. Аминь.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

No Comment

Отправить комментарий