О молитве

11/15/2010, No Comment

Из трактата О способах молитвы, приписываемого святому Алберту Великому, епископу (Ed. Wimmer, Ratisbonae 1902, pp. 53 sqq.).

К молитве нужно готовиться. И эта подготовка двойная, а именно, дальняя и ближняя. Дальняя подготовка также двойная: внутренняя и внешняя.

Внутренняя же подготовка тоже тройная, а именно: во-первых, очищение совести: «Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него». Во-вторых, унижение разума, потому что «Господь слышит молитвы смиренных и не отвергает моления их». В-третьих, прощение обид. Когда вы собираетесь встать на молитву «прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши».

Внешняя подготовка также тройная. Во-первых, это исполнение заповедей Божиих, потому что, как говорит Исидор, если мы делаем то, что повелел Господь, без сомнения, получим то, о чем просим. Во-вторых, примирение с обиженным братом. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». В-третьих, использование постов и милостыни, кои поддерживают молитву, потому что Исаия говорит: «Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: “вот Я!”»

Что касается ближней подготовки, то она тоже двойная, а именно: тоже внутренняя и внешняя. Внутренняя вновь тройная, то есть, во-первых, это обращение внутрь своего сердца: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне». Вхождение в свою комнату означает обращение внутрь своего сердца, а затворённая дверь есть этого сердца сосредоточение. Обратиться внутрь своего сердца значит собрать внутрь рассеянные снаружи мысли и чувства. Во-вторых, это устремление намерений к Богу. Ибо по-настоящему мы молимся тогда, когда не думаем ни о чем ином. Дух должен сперва очиститься и отрешиться от мыслей о мирском, а чистый взор сердца в правде и простоте должен вознестись к Богу. Следует устранить всякую плотскую и мирскую мысль, чтобы дух не был занят ничем иным, кроме того, о чем он молится. Ибо и священник молитвой начинающей префацию готовит сердца братьев, говоря: "Ввысь сердца», а они отвечают: «Возносим ко Господу», дабы сердце было закрыто для врага, и открылось только лишь самому Богу, и чтобы не было так, что на сердце у нас одно, а на языке другое.

Третьим актом подготовки должно стать пробуждение благочестивых чувств к Богу, что достигается, в основном, посредством размышления о нашей скудости и Божией благости и милосердии. Размышляя о нашей скудости, мы познаем, о чем должны просить, а размышляя о Божием милосердии - сколь страстно должны спросить.

Внешняя же подготовка касается трёх вещей, а именно, позы тела, вида и движений. Что касается позы, то известно, что можно молиться и стоя, и сидя, и даже лежа. Тем не менее, при общественной молитве, мы должны придерживаться того, что установила Церковь или наше начальство. Что касается вида, помни, что молящемуся пристало иметь вид смиренный и униженный. К движениям же тела, относятся: коленопреклонение, простирание рук, биение себя в грудь, возведение или опускание глаз и лица, молчание или же уменьшение силы голоса, плач, стоны, вздохи и тому подобное.

Перевод: о. Юрий Дорогин ОР

No Comment

Отправить комментарий