Вспоминаем бл. Марию Пуссепен, терциарку и основательницу конгрегации
Мари происходила из знатной парижской семьи, восходящей к XV веку. Среди ее предков были прокуроры, советники, секретари королей. Родилась она 14 октября 1653 года в городке Дурдан, недалеко от Парижа. Ее отец – Клод Пуссепен был землевладельцем и чулочных дел мастером, в Дурдане он владел мануфактурой по производству шелковых чулок. Мать ее звали Жюльен, из дома Фурье, она служила казначеем местного Братства милосердия, принадлежавшего к семье благотворительных организаций св. Викентия де Поля. С ранних лет Мари, которая была старшей из четырех ее детей, сопровождала мать, когда та посещела больных.
После смерти супруги, отец влез в долги, и в 1679 году его имущество оказалось под угрозой конфискации. Он сбежал, оставив своих детей на произвол судьбы с невыплаченными долгами. Мари пришлось взять семейный бизнес в свои руки. Ей удается избежать конфискации, и даже вывести свое предприятие на новый уровень, сделав его одним из передовых в тогдашней Франции. Шелковая промышленность в те годы приходит в упадок, и она переключилась на шерсть, производимую в регионе.
Еще в прошлом веке, в 1589 году, английский пастор - преподобный Уильям Ли, изобрел вязальную машину, которая позволяла делать 600 петель в минуту, против 100 петель при ручной вязке. Усовершенствовав свое изобретение, Ли удалось увеличить производительность еще в два раза. Жан-Батист Кольбер – первый министр при дворе Людовика IV заинтересовался изобретением и послал в Англию механика Жана Гендре с целью выведать секрет изобретения. Гендре запомнил все детали этого станка и, вернувшись во Францию, собрал его по частям. В 1656 году в Мадридском замке в Булонском лесу под Парижем, под патронатом короля, он основал свою фабрику, в которой работало около двухсот вязальных машин.
Дурдан
Сначала Мари купила в кредит четыре такие машины, а уже вскоре ее фабрика становится одной из самых передовых во Франции. А город Дурдан, в 1702 году, благодаря усердию нашей героини, становится вторым в королевстве по производству шерстяных чулок. Но кроме бизнеса, фабрика Мари – это еще и действенная социальная программа. Она принимает на работу молодых девушек в возрасте от 15 до 22 лет, которых, таким образом, стремится уберечь от занятия проституцией. Весьма успешная бизнес-леди не забывает о христианских добродетелях. Она вступает сначала в благотворительное общество в своем городке, к которому принадлежала ее мать, а в 1693 году – в Третий Доминиканский Орден. Она активно занимается благотворительностью, посещает больных, вдов, нищих.
Движимая состраданием к вдовам и сиротам, а в более широкой плоскости – сочувствуя положению всех бедных женщин своего времени, в 1695 году Мари создает общину Третьего Доминиканского Ордена «для обучения девочек и служения больным беднякам», которой она передает все свое имущество. Это сестринство, основанное в небольшой деревеньке Сайнвилль, являлось чем-то новым в те времена. Речь идет о регулярной совместной жизни в соответствии с доминиканским уставом, но в открытом монастыре, чтобы иметь возможность заниматься благотворительностью. Бороться с нищетой и жить полноценной монашеской жизнью – такой вызов приняла Мари. Новая монашеская община получает наименование – Конгрегация Сестер Доминиканок Милосердия Представления (Введения во храм) Пресвятой Девы Марии (Congrégation des Soeurs de Charité Dominicaines de la Présentation de la Sainte Vierge Marie).
Сайнвилль
В Сайнвилле она открыла также небольшую школу для девочек. Община быстро росла и распространялась, служа беднейшим, больным и сиротам. Еще одну общину Мари основала в Оно, затем в Менг-сюр-Луар, Жуаньи, Масси, Чилли. К 1725 году, когда ей было уже 72 года, она являлась настоятельницей двадцати таких монастырей, расположенных в шести епархиях.
В 1738 году Устав Конгрегации был утвержден Шарлем-Франсуа де Монтье де Меринвилем, епископом Шартра. Однако, требованием епископа было отказаться от какой бы то ни было связи с Доминиканским Орденом. В те времена ни епископ, ни Магистр Ордена еще не были готовы принять условия такого рода «открытой» монашеской жизни. Это решение огорчило Мари, но она была вынуждена подчиниться.
Сестры из ее конгрегации служили бедным, а на благотворительность и на собственное содержание зарабатывали физическим трудом. Матушка Мари ставит дела милосердия в центре религиозной жизни своей конгрегации, а труд позволяет добывать средства к существованию. Также труд становится для сестер своеобразной формой аскетизма.
Почила матушка Мари 25 января 1744 года в Сайнвилле. На момент ее смерти, конгрегация насчитывала 113 сестер, живущих и трудящихся в двадцати общинах.
Французская революция рассеяла созданную ею конгрегацию по всему миру. Монастырь, в котором была похоронена Мари, был разрушен, надгробная плита была сломана, а ее реликвии были утеряны до 1857 года. Но конгрегация не прекратила свое существование. На сегодняшний день сестры трудятся более чем в 30 странах мира.
За все время существования Конгрегации, сестры старались возобновить свои связи с Доминиканским Орденом, и эти старания увенчались успехом 15 декабря 1959 года.
Мария Пуссепен была беатифицирована папой римским Иоанном Павлом II 20 ноября 1994 года.
Отправить комментарий