Письмо CCLIV, св. Екатерины Сиенской Петру, сыну Иакова Толомеи, именуемому Аттакузи*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайший и возлюбленный брат во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая узреть, как ты любишь и служишь Христу Распятому. Ты должен это сделать, чтобы понравиться Богу и отдать ему долг. Каждое разумное творение обязано любить Бога, ибо Он сам пожертвовал нам свою службу и любовь, возлюбив нас тогда, когда еще не был любим нами. Когда нас не было, Он нас сотворил по своему образу и подобию, а когда мы потеряли милость из-за греха непослушания Адама – из любви дал нам Слово, Единородного Сына своего, хотя не служили мы Ему, а только оскорбляли. По причине этого оскорбления мы были в состоянии войны с Богом, а в это время оскорбленный нами Бог дал нам Слово, Сына своего, сделав его нашим посредником и слугой, превращая великую войну в мир благодаря драгоценной Крови Агнца. Послушание Агнца исправило непослушание Адама и так как в результате непослушания мы были в состоянии греха, так через послушание Сына Божьего мы получили благодать. Когда же человек, который оскорбил Бога, с болью и сокрушением о грехах возвращается к Крови Христа, то испытывает милосердие и в святой исповеди получает Кровь. Ибо если мы выплевываем гниль наших преступлений, исповедуясь хорошо и подробно, священник уделяет нам отпущение и подает нам Кровь Христову, которой мы омываем проказу грехов и пороков, которые в нас находятся. И все это дал нам Бог из любви, а не из обязанности. Нашей обязанностью является любить Его и, если мы не хотим быть осужденными на веки, мы должны Его любить.
Помни, брат, одно: встречаются люди, являющиеся врагами этой Крови, и они вступают в сговор с Ее гонителями, то есть с теми, кто мучает Невесту Иисуса Христа обвинениями, поношениями и оскорблениями. Если эти люди не изменят свое поведение, не будут иметь участие в плоде Крови.
Пытаются они оправдаться, прикрывая свои преступления плащом пороков распорядителей Крови. Говорят: «Поборем пороки злых пастырей». Но это, однако, не достаточное оправдание. Эти фальшивые христиане уже доходят до того, что гонения Невесты Христовой считают службой Богу. А ведь они не должны становиться разбойниками и палачами, даже если бы служители Христа были воплощенными дьяволами. Ибо священники – помазанники Христа и отправления правосудия относительно их следует оставить самому Христу и тому, кому Он это поручил. Не должен вмешиваться в это временный властитель, ибо подвергает смертельному риску свою душу, а Бог этого не желает. Если бы властитель сделал это, проявил бы не любовь, а ненависть к своему Творцу. Тот же, кто видит, что он любим, а не любит, только ненавидит, является несчастным глупцом. Сколь же велико терпение Бога, который сносит столь великие преступления!
Посему, не будем забывать, что мы обязаны любить и служить нашему Творцу. Служить богу не стыдно, ибо эта служба – царствование. Чем лучше слуга, чем больше он зависит от Бога – тем больше его свобода и тем сильнее его власть над самим собой, ибо он больше не подвластен тому, что является ничем, то есть – греху. Не может быть большей нищеты и несчастья для человека, чем стать слугой и невольником греха, ибо тогда он теряет бытие, дарованное ему благодатью, и служа ничему, сам становится ничем.
Премного жалок человек слепой и глупый, человек лишенный света и так низко падший, что перестает служить своему Творцу только для того, чтобы служить сатане и миру с его, столь непостоянными удовольствиями, а также своей чувственности. Он бросает службу у Бесконечной Благости, у милого и славного Господа, который любит нас так сильно, что искупил нас из рабства не золотом или серебром, но драгоценной Кровью своего Единородного Сына. Никто не должен Ему противиться. Ведь мы искуплены Ним, посему не можем продаваться ни сатане, ни человеку, поступая на службу к творениям, которые вне Бога. Мы обязаны и принуждены служить нашему ближнему, но служба эта должна быть согласна с волей Божьей. О, сколь же благо и славно царствование, которое душа добывает в служении своему Творцу! Такая душа имеет власть над всем миром, насмехаясь над его обычаями и нравами, а кроме того – господствуя над собой. Ею не правит гнев, похоть или какой бы то ни было порок, но подчиняет ее себе благодаря любви к добродетелям. Сколь же много таких людей, которые господствуют над городами, замками, а не над собой. В то же время каждая временная власть без власти над собой – слаба и непостоянна. Человек всегда совершает ее несовершенно, неразумно и несправедливо, ибо все принципы правления и справедливость устанавливает согласно собственной чувственности и любви к самому себе, а также согласно расположению и воли других людей. Это несправедливое правление, ибо справедливость никогда не заражена себялюбием, подкупом, лестью или самолюбивым расположением. Тот, кто любит, захочет скорее умереть, чем оскорбить Бога каким бы то ни было образом. Верный слуга Бога всегда хозяин самого себя, господствует над своей чувственностью и свободной волей при помощи разума**.
Милейший брат, поскольку любовь Бога и служба Богу – великий почет и отличие, а также необходимы для спасения, посему я хочу и прошу тебя, чтобы ты служил Ему от всего сердца и от всей души. И не жди времени, ибо ты не уверен, будешь ли его иметь; мы все приговорены к смерти, и не знаем, когда она придет. Посему мы не должны тратить время на то, чтобы добыть нечто, чем правдоподобно не будем владеть постоянно.
Я сказала тебе, дорогой брат, что мы обязаны любить Бога, а теперь говорю тебе, что тот, кто любит, должен быть полезен тому, кого любит, и должен ему служить. Однако вижу, что мы не можем сделать ничего полезного для Бога, ибо не сослужим Ему службу нашим добром, как и не навредим Ему нашим злом. Посему, что же мы должны делать? Мы должны воздать честь и прославление Его Имени, а также вести очень добродетельную жизнь, мы должны жертвовать нашему ближнему плод и труд, то есть – сделать что-нибудь полезное для него и служить ему способом, приятным Богу, а его пороки переносить и сносить с истинной, упорядоченной любовью. Любовь становится неупорядоченной тогда, когда мы совершаем грех, чтобы как-то пережить или чтобы доставить удовольствие ближнему. Иная упорядоченная любовь, она не позволяет человеку отдать душу даже ради спасения мира. Ибо нельзя грешить, даже если бы оказалось возможно, что за один единственный грех Бог одарит вечной жизнью все разумные творенья. В то же время следует отдать жизнь тела за душу ближнего и следует отдать временные блага ради спасения тела. Именно так мы должны любить Бога и ближнего. Помнишь, брат, как Христос спрашивал святого Петра: «Петр, любишь ли ты Меня?» А Петр ответил Христу, что Он ведь знает, что Его любит. Когда он так ответил три раза, Христос сказал: «Если Меня любишь, паси овец моих» (Ср. Ин 21,15-17). Это так как бы сказал: «По тому, как ты будешь пости моих овец, Я познаю, любишь ли ты меня. Ибо поскольку ты не можешь ничего сделать для Меня, помогай твоему ближнему, жертвуя ему труд и питая его святым и истинным учением». Мы должны поддерживать ближнего согласно своим возможностям, то есть, один – учением, иной – молитвой, а еще иной – материальной помощью. Кто же не может уделить ближнему материальной помощи, пусть поддерживает его дружбой. Мы всегда должны оказывать любовь ближнему, делая что-нибудь полезное и доброе тому, кого Бог поставил на нагем пути. Брат мой, еще раз прошу тебя и призываю к жизни в благодати и к милосердным поступкам. Напоминаю тебе слова Христа таким вот образом: «Петр***, любишь ли ты своего Творца и меня? Посему служи мне, помогая своему ближнему, находящемуся в нужде. Служи ему согласно своим силам и возможностям, всегда имея ввиду славу, а не оскорбление Бога».
Я узнала, что Луиджи делла Винья, брат отца Раймонда, который сражался в подразделении армии королевы, был схвачен людьми префекта****. Тербуют за него сейчас 4 тысячи флоринов выкупа, чего он не может заплатить, так как он беден. Посему молю тебя и принуждаю тебя во имя пламенной любви, какую Бог оказал тебе и каждому творению посредничеством своего Сына, лично попроси префекта – а я узнала, что ты можешь это сделать – чтобы из любви ко Христу Распятому оказал нам эту милость, а также милосердие, и отпустил узника, не требуя от него того, чего он не может сделать. Скажи префекту, что это – милостыня и что за это Бог уделит ему время для того, чтобы исправить свою жизнь, снова к истинной добродетели, миру, успокоении души и тела, а особенно – к уважению и послушанию святой Церкви, как приличествует слуге Божьему и верному христианину*****. Потом же наступит для него время постоянной жизни, которое не закончится смертью, он получит свет без тени, сытость без тяжести и голод без страдания. Я же обязываюсь пред ним и пред тобой, дорогой брат, что постоянно, до конца жизни буду жертвовать за ваше спасение столько молитв, слез и жажды, сколько только мне позволит Бог в своем милосердии. Ибо я не имею ничего иного, что могла бы вам дать. Окажи Луиджи эту услугу, так как будто бы для меня это сделал из любви ко Христу Распятому. Оказывая милость мне и брату Раймонду – отцу души моей, окажешь милость Христу. Вверь меня префекту и скажи ему, чтобы он шел следами Христа Распятого, теряя себя в Его Крови.
Больше ничего не скажу. Выстой в святой и благой любви Бога. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Осень 1377 г.
* Толомеи – это знатная дворянская семья из Сиены, враждебно настроенная к семье Салимбене. Петр во время написания этого письма занимал пост подеста в Борго Сан-Сеполькро (центральная Италия). Он оставался в хороших отношениях с Франческо ди Вико, префектом Рима, который захватил папский город Витербо.
** Свободная воля, руководящая душой, имеет над собой еще и разум, который имеет способность познавать истину и благо.
*** Адресата письма звали Петром, отсюда игра слов в цитате.
**** Брат Раймонда Капуанского, будучи подданным королевы Джованны, сражался против префекта, который при помощи флорентийцев победил папские войска (Джованна была в это время на стороне папы) под Витербо и взял в плен 200 солдат королевы. За пленных дворянского происхождения префект потребовал выкуп 4 тысячи флоринов.
***** Вскоре после написания этого письма, еще в 1377 году, благодаря посредничеству кардинала Амьена, префект примирился с Григорием XI. Папа в свою очередь заступился за префекта перед взбунтовавшимися против него римлянами. Во времена Урбана VI Франческо ди Вико был отлучен от Церкви, а потом убит своими подданными.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР



Отправить комментарий