Письмо CХХI, св. Екатерины Сиенской правителям Сиены*
Сиенская ратуша
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайшие господа во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу вам в драгоценной Крови Его, жаждая узреть вас как истинных правителей с мужественным сердцем. Жажду, чтобы вы господствовали над собственной чувственностью при помощи истинной и действительной добродетели, подражая нашему Творцу. Иначе вы не сможете справедливо осуществлять временную власть, которую уделил вам Бог по милости своей. Ибо человек, который должен править и приказывать иным, должен прежде управлять и владеть собой. Как же слепой может видеть и вести другого человека? Как мертвый может хоронить мертвого? Как же больной может приказывать больному, а убогий помогать убогому? Нет, наверняка не может.
Воистину, дражайшие господа, человек, который ослепил око своего разума смертным грехом, не знает ни себя, ни Бога. Посему не может он заметить и удалить пороки своего подданного. Если даже он старается их удалять, то делает это с той тьмой и несовершенством, которые в нем находятся. Я часто видела и вижу, как по причине несовершенного познания борются с пороками там, где их нет, в то же время не наказываются люди преступные и злые, тысячу раз заслуживающие смерти. Отсутствие света не позволяет познать истину, порождает ненужные клевету и подозрения к тем, которым следует доверять, то есть к слугам Божьим. Эти слуги со слезами, потом и неустанной святой молитвой выставляют себя на всяческие опасности, страдания и беды ради славы Божьей, ради спасения их самих и всего мира. В то время как люди лишенные света доверяют тем, кто укоренен в себялюбии и переменчив, как флажок на ветру. Все это происходит от отсутствия света познания и тьмы греховной. Посему следует иметь свет.
Я сказала, что мертвый не может похоронить мертвого, то есть человек, умерший для благодати не имеет в себе ни охоты, ни силы для похорон умершего, коим является порок ближнего, поскольку он сам умер такой самой смертью. Он также не хочет и не может лечить больного, поскольку сам поражен той же хворью, и совершенно не лечиться. Посему не вылечит и своего подданного, хотя видит, что он страдает от тяжкой болезни смертного греха. Он не может ее излечить, если сперва не вылечит сам себя. Человек в состоянии смертного греха впадает в нищету, теряет богатство истинных, настоящих добродетелей, поскольку не идет следами Христа Распятого. А не имея сокровища Божьей благодати, не может помогать бедным. Через собственную слепоту он утратил свет, не видя порок там, где он на самом деле есть. Грешный человек совершает преступления и не блюдет справедливость. По причине болезни слабеет в нем святая жажда славы Божьей и спасения ближнего. Если больной человек не отправится к лекарю, Христу Распятому, выплевывая всю гниль болезни в святой исповеди, то он слабеет все больше. Если же больной человек исповедается, то получает жизнь и здоровье. Однако, если он этого не сделает, тотчас придет к нему смерть, и в качестве умершего он не сможет похоронить умершего. Может ли быть большая хворь и большая нищета, чем отсутствие света, здоровья и жизни? Не знаю, может ли случиться с человеком что-либо худшее. Те же, с которыми это уже случилось, не могут править другими, ибо не владеют собой.
Дражайшие господа, было бы хорошо, если бы вы владели собой и владели упомянутым богатством. Именно это я и имела ввиду, когда сказала, что жажду узреть вас как истинных властителей. Ибо я считаю, что нельзя быть истинным властителем, если не правишь собой, разумно овладевая собственной чувственностью. Также я сказала вам, в какие неприятности впадают те, кто поддается своим слабостям и перестает владеть собой. Посему будьте бдительны, чтобы вы не впали в такие неприятности. Откройте око разума и не будьте ослеплены неупорядоченным страхом. Поверьте и доверяйте истинным слугам Божьим, а не этим гнусным слугам сатаны, которые показывают вам то, чего нет, хотят укрыть свои преступления. Не позвольте себя поссорить со слугами Божьими. Ибо, кажется, что Бог ничего так не любит, как обвинения, злоречия и клевету на своих слуг. То, что им причиняете – причиняете самом Христу. Не было бы хорошо, если бы нанесли оскорбление слугам Христовым. Дражайшие братья и господа, не делайте это сами и не позволяйте этого другим, но обрежьте языки клеветникам, то есть не верьте им. Поступая таким образом вы приобретете добродетели, и избежите множества скандалов. Однако, мне кажется, что наши грехи пока нам этого не позволяют. Хуже того, я вижу, что происходит нечто совершенно противоположное, то есть – злых ценят и слушают, а добрых – недооценивают и обходят стороной.
Аббатство Сан-Антимо
Я узнала, что пред вами был оклеветан архипресвитер из Монтальчино. Все это было сделано только для того, чтобы скрыть нечестность по отношению к аббату Сан-Антимо. А ведь упомянутый аббат – верный и совершенный слуга Божий, какого с давних пор не видывали в наших околицах. Если бы обвинитель имел хоть немножечко света, не только не разглашал бы неслыханные обвинения, но оказал бы ему огромное почтение. Посему прошу вас ради любви Христа Распятого, не клевещите на аббата, но помогайте ему там, где он в этом нуждается. Вы постоянно нарекали, что священники, а также другие духовные нечестны, а теперь, когда есть кто-то, кто хочет их призвать к порядку, мешаете ему и нарекаете на него.
Сказали мне – но не знаю, правда ли это – что с большим недоверием вам говорили о моем прибытии вместе с семьей**. Если бы вы заботились о себе так, как я о вас забочусь, не поддавались бы – вы и все остальные жители города – эмоциям и не вступали бы в жаркие споры, а закрывали бы уши, чтобы ничего не слышать. Я и моя семья заботились и далее заботимся о спасении ваших душ и тел, и не обращаем внимание ни на какие трудности. Мы жертвуем Богу наши благие, полные любви желания, с изобильными слезами и множественными воздыханиями, прося Его, чтобы не посылал на вас кары, которые мы все заслужили нашими грехами. У меня самой не так много добродетелей, чтобы поступать совершенно, но другие – совершенны и заботятся только о славе Бога и о спасении душ. Воистину, есть такие люди.
Не смотря на неблагодарность и невежество моих земляков мы будем трудится ради вашего спасения, сколько жизни хватит. Учимся от милого Павла, который говорит: «Благословляем, когда нас злословят, терпим, когда нас гонят» (1Кор 4,12). Мы поступим также, следуя его учению. Истина будет тем, что нас освободит. Я люблю вас более, чем вы сами себя и также точно, как вы, я люблю мир. Посему не думайте, что я или кто-то из моей семьи поступает иначе. Мы были посланы для того, чтобы сеять слово Божье и собирать плоды душ. Каждый из нас должен ревностно исполнять свою обязанность; Бог вверил нам это задание и нужно его исполнять, а не закапывать таланты, ибо так мы заслужим суровое наказание. В любое время и в любом месте, а также по отношению к любому творению, мы должны исполнять нашу повинность. Бог не обращает внимание ни на место, ни на творения, но на святую жажду, которой мы должны руководствоваться в деятельности.
Вижу, что сатана скорбит над утратой, какую бы он понес в результате нашего прибытия и наверняка понесет ее благодаря Божьей благости. Я приду только для того, чтобы пожирать и наслаждаться пищей душ, вырывая их из когтей сатаны. Хочу ради этого пожертвовать своей жизнью, даже если бы я жила тысячу раз. Именно поэтому я приду, останусь и буду делать то, что велит мне Дух Святой. Петр*** скажет вам лично, какова главная причина, ради которой я приду и останусь в городе.
Больше ничего уже не скажу. Погрузитесь в Крови Христа Распятого, если хотите иметь жизнь, а не вечную смерть. Когда будете слушать и читать эти слова, не обижайтесь, но сносите их терпеливо. Это боль и любовь велят мне так много говорить. И эта боль по причине вашего невежества и любовь к вашему спасению. Чтобы только благой Бог не лишил вас света познания истины. Ничего больше не говорю.
Выстойте в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
Правдоподобно, осень 1377 г.
* Правительство Сиены состояло из десяти difensori. Во главе стоял capitano del popole, первоначально избираемый на 6 месяцев не из числа граждан Сиены, а с 1355 года его избирали на 2 месяца из числа жителей Сиены. Екатерина диктовала это письмо Сан-Антимо в Монатльчино около Сиены.
** Семья Екатерины – это bella brigata.
*** Правдоподобно речь идет об ученике Святой – Петре ди Джованни Вентуре.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР




Отправить комментарий