Письмо CХХII, св. Екатерины Сиенской господину Петру Сальви, золотых дел мастеру из Сиены*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Дражайший сын во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу тебе в драгоценной Крови Его, жаждая узреть тебя как истинного и верного слугу Христа Распятого. Жажду, чтобы ты никогда ни ради наживы, ни по причине невзгод не обращался назад, но шагал мужественно и с живой верой, ибо прекрасно знаешь, что вера без дел мертва. Это вера производит, что из любви рождаются в нас добродетели. Те самые плоды дозревают также в нашем ближним, если мы терпеливо сносим пороки и несовершенства один другого.
Для нашего спасения не достаточна такая форма веры, которую благодаря милости Божьей мы получаем на святом крещении. Маленькому ребенку хватит Крови Агнца, чтобы иметь жизнь вечную. Однако позднее, когда достигает он зрелого возраста, одного крещения недостаточно, но должен он в деяниях явить горящий в нем свет веры и любви. С оком веры часто происходит так, как и с телесным оком; если даже человек имеет здоровое и хорошее око, но не откроет его силой воли и любви к свету, то может также сказать, что у него нет ока. Человек имеет око благодаря благости Творца, но, если не имеет столько добродетели и силы воли, чтобы открыть его, можно сказать, что он как мертвое дерево не приносит плодов. Милейший сын мой, Бог в своей бесконечной благости дал нам око разума и наполнил его светом веры в святом крещении, а вместе с верой дал нам свободную волю и освободил нас из пут первородного греха. Теперь, когда мы достигли зрелого возраста и можем иметь правильное познание, Бог требует, чтобы мы силой свободной воли и любви к добродетелям широко открыли наше око.
А поскольку душа имеет око, должна взглянуть им на своего Творца. А как она должна взглянуть? Так, чтобы увидеть в Боге любовь. Без любви нельзя пользоваться ничем, ни материальным, ни духовным. Если он хочет полюбить материальные вещи, око тотчас обращается к ним и ними наслаждается. Если же человек хочет служить Богу и любить Его, тогда око разума направляется к Нему и почивает в Нем. Из любви рождается любовь, то есть, человек видя, что Бог безмерно любит его, не может не ответить взаимностью и не любить. Посему отвергает всякую чувственную любовь, и начинает любить истинной любовью, ибо видит, что был сотворен по образу и подобию Божьему, а потом наново сотворен для благодати, благодаря Крови Единородного Его Сына. Око такого человека узрело свет и стало поклонником света. Посему он всегда ненавидит и убегает от того, что лишает его света, а любит и жаждет того, что ему этот свет дает. С живой верой начинает рождать детей благодати, жаждая облачиться в наивысшую и вечную волю Бога. Око и свет истины указали его сердцу волю Бога, который не хочет ничего иного, только нашего освящения. Кто указывает нам это весьма ясно? Слово Его Сына, который пришел на этот свет в человеческом облике, переполненный огнем любви, своей Кровью показал нам волю Отца и сам ее исполнил. По причине нашего греха не исполнилась милая воля Бога, который сотворил нас для вечной жизни, и мы ее потеряли. Посему Бог, чтобы припомнить нам свою волю, послал на землю своего Сына и выдал Его на позорную крестную смерть.
Дорогой сын, все что дает нам Бог или что нам позволяет, делает это только потому, чтобы мы могли участвовать в Его наивысшей и вечной красе. Поэтому также разумная душа, которая открыла свое око и – как я это уже сказала – смотрит на все в свете веры, тотчас понимает и принимает святую волю Божью, жаждущего только нашего блага, а не – воли людей. Знаешь ли ты, что истекает из этого света? Серебристая и кристально чистая вода. Не мутят ее ссоры, происходящие от нетерпеливости, сатанинские интриги или несправедливые обвинения, гонения и нарекания людей. Когда душа узрит и поймет, что Бог все ей позволяет ради ее блага и ради исполнения цели, для которой она была сотворена, становится непоколебимой и стойкой. Это – правильный и единственный путь. Ним мы должны постоянно идти следами Христа Распятого. Он сам сказал, что Он – Путь, Истина и Жизнь. Тот, кто идет этим путем, хорошо подражает истине и исполняет волю Вековечного Отца, ибо этот путь ведет к цели, для которой мы были сотворены. Если бы существовал иной путь, Христос не сказал бы, что только через Него можно прийти к Отцу. Страдание пало на Сына, а не на Отца, поэтому также мы должны всегда выбирать путь страданий. Мы должны идти за Христом Распятым, который является нашим путем и учением.
Скажу тебе еще, сын мой милый, что мы не должны стремиться получать мирской доход и привилегии с неупорядоченным чувством и жаждой, но подчинять их себе и презирать их. Ибо мы видим в свете веры, что это вещи непостоянные, уносятся как ветер и заслоняют свет благодати тому, кто ими владеет и использует с неупорядоченным чувством. Человек веры рождает живых детей добродетели ради славы Божьей и спасения ближнего. Именно ближнему мы оказываем любовь, которой любим Бога. Ведь мы не можем сделать что-либо полезное для самого Бога, но Он хочет, чтобы мы делали это для ближнего, которого поставил на нашем пути. Бог хочет, чтобы мы терпеливо сносили пороки нашего ближнего, с сочувствием слагая их пред Богом; хочет также, чтобы мы сносили всяческие кривды и оказывали должное уважение слугам Божьим. Когда мы поступаем иначе, это значит, что наша вера умерла, из-за отсутствия поступков. Я вовсе не говорю, как будто наши чувства не испытывают различных искушений, но считаю, что не лишают они нас возможности совершенствования себя. Совсем наоборот, помогают нам в совершенствовании себя, так как мы лучше познаем наши пороки и благость Бога. Бог одаривает человека волей и не позволяет, чтобы ради удовольствия он поддавался чувственным ощущениям, но делает так, что отвергает их с ненавистью и отвращением. Таким образом рождается в человеке смирение, позволяющее ему познать самого себя, а также любовь, позволяющую ему познать благость Бога в себе. Я считаю, что живая вера так важна и так сильно необходима, что без нее мы не можем иметь жизнь благодати. Посему жажду узреть тебя, дорогой сын, освещенного светом веры. И именно поэтому я сказала, что хотела бы узреть тебя верным слугой Христа Распятого. Однако прошу тебя, пробудись ото сна лености, и открыв око разума на любовь, которой Бог тебя возлюбил, встань с истинным и совершенным рвением. Ничего больше уже теперь не скажу.
Дражайший сын, отвечаю на твои письма, которые приняла с особенной радостью. Заключена в них частичка того, что Бог явил своей служительнице. Я узнала от тебя, что те, кто называют себя сынами Божьими, были возмущены по причине разочарования бесов, покушающихся на то, чтобы выклевать зерно, посеянное в них Святым Духом. Не несмышлёные сыновья, не опирающиеся на живую скалу, не защищались от бесов. Поскольку они сами были возмущены, сеяли в сердцах других людей зерно возмущения, только раскрашенное цветом добродетели и любви. Однако я заявляю, что воля Бога такова, чтобы я перебывала здесь, где я сейчас нахожусь. Я боялась, что из моего пребывания здесь выйдут плохие вещи, что через нарекания и обвинения, коими осыпают меня и моего отца, брата Раймонда, дойдет и до оскорбления Бога. Однако тогда Истина, которая ведь не может обмануть свою служительницу, сказала так: «Выстойте и далее питайтесь за столом, за который Я вас посадил. Я посадил вас за стол Креста, чтобы вы среди страданий и обвинений могли вкусить мою славу и спасение душ. Я вверил вам тамошние души, чтобы вы помогли им вырваться из когтей сатаны и примириться со Мною и со своим ближним. Не оставляйте их, пока не свершится то, что уже началось. Однако сатана, чтобы помешать великому благу, сеет всяческое зло. Посему не уступайте и не бойтесь. Я буду тем, кто действует за вас». После сих слов душа моя успокоилась. Теперь я стараюсь делать что могу ради славы Божьей, спасения душ и во благо нашего города. Делаю что могу, даже если кажется, что делаю медлительно. Утешаюсь и радуюсь тому, что могу идти следами нашего Творца, это значит: за добрые поступки встречает меня зло, ради своей собственной славы люди на меня клевещут, и хотят меня убить – чтобы сами могли жить. То, что они называют смертью, для нас – жизнь, а их позор приносит нам честь. Ибо позором покрывается тот, кто совершает грех. Там, где нет греха, нет ни стыда, ни страха, ни боли. Слагаю всю свою надежду in Domino nostro Jesu Christo (в Господе нашем Иисусе Христе), а не в людях. И так буду делать в будущем. Если люди осыплют меня обвинениями и будут меня преследовать, я пожертвую им слезы и безустанную молитву, если только Бог мне уделит эту благодать. Хочет ли этого сатана или нет, я посвящу свою жизнь ради славы Божьей и ради спасения душ на всем свете, а особенно в моем городе.
Это большой стыд, что граждане Сиены думают или же подозревают, что мы ведем переговоры на землях Салимбене или в каком бы то ни было ином месте на земле. Боятся слуг Божьих, а не боятся людей преступных, которые пророчат, не зная даже об этом. Произносят они пророчество Каиафы, который сказал, один человек умрет за свой народ, чтобы сохранить его от погибели. Каиафа не знал, что говорит, но знал это Дух Святой, который говорил его устами (ср. Ин 11,50-51). Мои земляки, говоря, что вместе с моими близкими я веду переговоры, говорят правду, которой сами не знают. Пророчат они, не зная о том, ибо ни я, ни мои спутники не жаждем ничего иного, как только победить сатану и договориться с ним, чтобы он отрекся от господства над человеком, которое добыл в результате смертного греха. Мы хотим удалить ненависть из сердца человека и примирить его со Христом Распятым и с ближним. В этом деле мы ведем переговоры, и я хочу, чтобы каждый, кто со мной, делал то же самое. Я скорблю над нашей халатностью и медлительностью в делах. Сын мой милый, прошу тебя, а ты со своей стороны проси других, чтобы молились Богу о рвении для меня в этом деле, а также в каждом ином святом начинании, которое мы предпримем ради славы Божьей и спасения душ.
Больше ничего уже не скажу, хотя имею много что сказать. Не по тому узнают ученика Христового, что говорит: «Господи! Господи!», а по тому, что идет Его следами (ср. Мф 7,21). Укрепи и утешь Франциска в Иисусе Христе. Брат Раймонд, бедный и очерненный, вверяет себя твоим молитвам. Проси Бога о доброте и терпеливости для него.
Выстойте в святой и благой любви Божьей. Иисусе сладостный, Иисусе любви.
1377 г.
* Петр Сальви, представитель весьма распространенного в Сиене ремесла, которое было собственно высоким искусством. Это письмо является ответом на письма (или письмо), сообщающее Екатерине о сплетнях и недовольстве в Сиене пребыванием Святой вместе с группой учеников и друзей в Валь-д’Орча.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР



Отправить комментарий