«Горячо жаждал Я есть с вами сию пасху…»

5/23/2025, No Comment

Письмо CCVII, св. Екатерины Сиенской правителям Флоренции*

Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.

Милейшие и дражайшие братья во Христе, сладостном Иисусе. Я, Екатерина, слуга и невольница слуг Иисуса Христа, пишу вам в драгоценной Крови Его, размышляя над такими вот словами, которые наш Спаситель сказал своим ученикам: «Горячо жаждал Я есть с вами сию пасху, прежде чем умру» (ср. Лк 22,15). Наш Спаситель часто ел пасху с учениками, а посему, какую же пасху Он имел в виду? Думал Он о Последней Вечери, во время которой дал им самого себя. Он ясно показал, что с любовью думает о нашем спасении. Ведь он не говорит: «Жажду», но «Горячо жаждал». Так как бы говорил: «Очень давно Я жаждал совершить акт спасения и отдать себя вам как пищу; жаждал вернуть вам жизнь, причинив себе смерть». Посему такова пасха, вожделенная Христом. Он радуется, веселится и празднует, ибо наконец должна исполнится Его жажда. Знамением чувства радости является использованное слово: пасха**. Потом Он оставляет ученикам мир, единство и заповедь любить друг друга. Все это Он оставляет как завещание и знамение, по которому будут распознавать Его истинных учеников и детей. Напоминаю вам, что это именно Христос оставил нам в завещании. Мы же, Его дети, не можем отвергнуть завещание Отца; ибо кто не принимает завещание, не может принять наследство.

Посему же очень горячо жажду я узреть вас как истинных сыновей, а не бунтовщиков, не тех, которые отвергают завещание мира, но которые являются исполнителями этого завещания, соединенные и связанные узами пламенной любви. Если вы будете любить друг друга, сам Бог пожертвует себя вам в качестве пищи, и вы получите плод Крови Сына Божьего, обеспечивающий нам наследство жизни вечной. Прежде чем была пролита Кровь, врата жизни вечной были замкнуты, и никто не мог достичь своей цели, то есть Бога. Человек был сотворен для жизни, но поскольку не остался под ярмом послушания, но стал непослушным и взбунтовался против заповедей Божьих, явилась к нему смерть. Тогда Бог, тронутый огнем своей любви, дал нам Слово, Единородного своего Сына, который во имя послушания своему Отцу дал нам Кровь с таким огромным огнем любви, что каждое сердце гордое и глупое должно стыдиться того, что не оказало благодарения за столь безмерное благодеяние. Кровь омыла нас от наших преступлений, а гвозди стали ключом***, открывающим врата неба. Сыновья мои и братья, я не хочу, чтобы вы были неблагодарными или безразличными пред безграничной любовью, какую оказывает нам Бог. Ведь вы прекрасно знаете, что неблагодарность иссушает источник благочестия. Вот пасха, какую я очень хочу есть с вами; это значит, что жажду от всей души, чтобы вы были спокойными сыновьями и не бунтовали против вашего отца и настоятеля, чтобы вы были послушными и верными до самой смерти.

Вы прекрасно знаете, что Христос оставил на земле своего наместника, и сделал это для блага наших душ, ибо спасение мы можем получить только в мистическом теле святой Церкви, глава которой – Христос, а мы – члены. Кто же непослушен Христу на земле, замещающему Христа в небе, тот не будет иметь участи в плоде Крови Сына Божьего. Сам Бог постановил, что из рук наместника Христового мы получаем Кровь и все таинства святой Церкви, родившиеся из этой Крови. Не можем мы ни идти другим путем, ни войти иными вратами. Первая Истина сказала: «Я – Путь, Истина и Жизнь». Посему, кто держится этого пути, тот ходит в истине, а не во лжи. Это путь ненависти ко греху, а не себялюбия, причиняющего всяческое зло. Путь этот ведет нас к любви к добродетелям, которые дают жизнь душе. На этом пути душа так любит своего ближнего и так с ним соединяется, что предпочтет скорее умереть, чем обидеть его. Ибо ясно видит, что, обижая творение, обижает также Творца. Посему благ этот путь истины. Кажется мне, что истина также является вратами, через которые мы должны пройти после того, как пройдем весь путь. Христос сказал: «Никто не может прийти к Отцу иначе, как через меня» (Ин14,6).

Милейшие мои сыновья, видите, что тот, кто, будучи испорченным человеком, бунтует против святой Церкви и против нашего отца, Христа на земле, заслуживает изгнание в страну вечной смерти. Ибо то, что мы даем Христу на земле, даем Христу в небе, будь то уважение, будь то презрение. Посему видите, что вашим непослушанием и нападками на Церковь (верьте мне, братья мои, что говорю я это с болью сердца и с плачем) вы заслуживаете смерть, ненависть и гнев Божий. А не может случиться с вами ничего худшего, чем утрата Божьей милости. Немного значит человеческая сила без Божьей мощи. Ой, горе нам, горе, напрасно старается тот, кто стережет город, который Бог не хранит (ср. Пс 126,1). Если же Бог объявил вам войну по причине кривд, которые вы причинили Святому Отцу, Его наместнику, то говорю вам – вы слабы, ибо утратили Его поддержку. Знаю, что много таких, которые не признают то, что они оскорбили Бога, им даже кажется, что они служат Ему, преследуя Церковь и ее пастырей. Защищают себя, говоря: «Пастыри злы и являются причиной всяческого зла». А я вам говорю, что Бог хочет и повелевает, что даже если бы эти пастыри или Христос на земле были воплощенными бесам, а не добрыми и кроткими отцами, мы должны быть покорны пастырям, а Христу на земле мы обязаны быть послушны не как человеку, а как наместнику Христа. Христос хочет, чтобы мы так именно поступали. Знаете, что в семье всегда прав отец, а не сын, хоть бы отец был не знаю каким злым и несправедливым. Ибо столь велико благодеяние существования, какое сын получил от отца, что никогда он не сможет выплатить этот долг.

Задумайтесь теперь, сколь велик дар существования и благодеяние благодати, которые мы черпаем из мистического тела святой Церкви. Никакой чести, почета или поступка, который мы совершили или могли бы совершить, не хватит, чтобы отдать этот долг. Ой, Боже мой, Боже, со слезами говорю вам и повелеваю вам во имя Христа Распятого, чтобы вы примирились с папой и заключили с ним мир.

Ах, умоляю вас, не оставайтесь дольше в состоянии войны и не дожидайтесь, когда падет на вас гнев Божий. Говорю вам, Бог считает, что вы Ега самого оскорбили. Посему спрячьтесь под крыльями любви и боязни Божьей, и смирив себя, достигните мира и единства с вашим отцом. Откройте, широко откройте око познания и не ходите больше в такой огромной слепоте. Мы ведь не иудеи или сарацины, а крещенные христиане, искупленные Кровью Христовой. Посему мы не должны выступать против нашей главы, даже если бы она встретила кривдой и презрением. Христианин также не должен выступать против христиан, но против неверных, которые наносят нам обиду тем, что владеют тем, что не им принадлежит, а нам.

Не спите дольше, сыновья мои, во имя любви Божьей не спите, погруженные во сне невежества и упрямства! Пробудитесь, вставайте и бросьтесь в объятья нашего отца, который вас милостиво приласкает. Если так поступите, обретете духовный и материальный покой, а вместе с ним всю Тоскану****. Тогда перенесете войну на неверных, вознося высоко вверх штандарт святейшего креста. Если же вы ничего не сделаете для достижения мира, придут еще более худшие времена для вас и для всей Тосканы, времена, каких ни мы не помним, ни наши предки не помнили. Не думайте, что Бог дремлет и не видит оскорблений, бросаемых на Его Невесту. Он всегда бдит и пусть нам не кажется что-то иное. Мы думаем всегда только о нашей пользе и успехе, и забываем, что за всем кроется мощная рука Бога.

Братья мои милые, если уж Бог склонен оказать вам свое милосердие, не будьте жестоковыйными, но окажите смирение, пока еще есть время. Ибо человек, который унижает себя, всегда будет возвышен, так сказал Христос (Ср. Лк 14,11). Тот же, кто себя возвышает, будет унижен дисциплиной, розгой и Божьей карой. Посему живите в мире и единстве. Это и есть та Пасха, которую я бы хотела праздновать вместе с вами. Считаю, что такой праздник мы не можем праздновать при каком бы то ни было дворе, а только в теле святой Церкви. В Ней есть Кровь Сына Божьего, которой можно омыть грязь грехов наших. В Ней есть пища, которой душа насыщается досыта. В Ней также мы находим свадебное платье, которое мы должны одеть, чтобы войти на свадебный пир вечной жизни, на который нас пригласил Агнец замученный и оставленный на кресте. А это – риза мира, которая умиротворяет наши сердца и стыдливо прикрывает наготу различных наших пороков и несовершенств, которые являются причиной того, что с нас сорвали ризу благодати. Когда же милая благость Бога вручит нам уже ризу мира, не медлите, но наденьте ее, а потом с большой спешкой и отвагой идите к вашей главе. Только бы смерть не застала вас нагими. Мы ведь должны умереть, и не знаем когда. Не ждите времени, ибо время вас не ждет. Было бы огромной наивностью ждать и доверять тому, в чем мы не уверены и чего хорошо не знаем.

Больше ничего не скажу. Простите мне мою дерзость, но вините в этом любовь, которую я питаю к вашему спасению, к вашей душе и вашему телу. Виновна в этом также боль, из-за которой я несу через вас духовные и материальные потери. Верьте мне, я бы предпочла вам все это сказать лично, а не в письме*****. Если бы только можно было меня использовать для чего-нибудь, что служит славе Божьей и вашему соединению со святой Церковью, то я готова даже отдать жизнь, если бы была такая нужда.

Выстойте в святой и благой любви нашего Господа, Иисуса Христа. Иисусе сладостный, Иисусе любви.

Апрель 1376 г.

* Правительство флорентийской республики, то есть т.н. Signoria, состояла из gonfaloniere di giustizia и priori delle arti, то есть из представителей наибольших купеческих и ремесленных корпораций (было их шесть, а с 1432 года – восемь). Это письмо было написано около Пасхи, которая выпадала в этом году 14 апреля. Письмо является отчаянной попыткой предотвратить войну Флоренции с папой.

** Пасха означает переход и должна напомнить израильскому народу освобождение из египетского рабства. Это понятие использовано здесь как аллюзия к освобождению граждан Флоренции из неволи ненависти к папе. Пасха во времена св. Екатерины означала также каждый большой церковный праздник.

*** Игра слов, по-итальянски: гвозди – chiodi, а у св. Екатерины – chiovi, ключи же – chiavi.

**** Воюя с папой, Флоренция рисковала огромными финансовыми потерями, а ее политика вовлекала посредственно или непосредственно все города Тосканы.

***** Выраженное здесь желание встретится с правителями Флоренции вскоре исполнится.

Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР

следующее письмо

No Comment

Отправить комментарий