Письмо CCXIX, св. Екатерины Сиенской брату Раймонду Капуанскому, магистру Иоанну Терцо и брату Феликсу да Масса*
Во имя Иисуса Христа Распятого и сладостной Марии.
Возлюбленные мои сыновья в Иисусе Христе. Я, бедная матерь ваша, весьма горячо жаждала и жажду узреть ваши сердца и чувства прибитыми ко Кресту. Жажду, чтобы вы были соединены и связаны теми узами, которые привязали и привили Бога на человеке и человека на Боге. Душа моя жаждет узреть ваши сердца и чувства так привитыми на Слове Воплощенном, сладостном Иисусе, чтобы ни сатана, ни творения не могли вас разделить (ср. Рим 11,24). Ибо я не сомневаюсь, что когда вы будете связаны со сладостным Иисусом и распалены любовью к Нему, то даже все дьяволы со всей их злостью не смогут вас отделить от столь благой любви и единства. Посему хочу, чтобы эта любовь и единство стали так сильны, так необходимы для жизни, что вы никогда не перестанете подбрасывать дрова в огонь святой жажды, то есть дрова познания вас самих. Ибо такими дровами питается огонь любви к Богу, которую добывают в познании Бога и Его безмерной любви. Тогда человек соединяется также со своим ближним. Чем больше бросить в огонь материала, то есть дров познания себя, тем больший будет жар любви Христа и ближнего. Милые мои сыновья, прячьтесь в келье познания вас самих и не выходите из нее, чтобы Вельзевул не прельстил вас многими искушениями и не отделил от любви своими искушениями. Он бы хотел это совершить, чтобы оторвать вас от единства с Божьей любовью. Однако я этого не хочу и приказываю вам, чтобы один был послушен другому и сносил пороки другого, учась от первой милой Истины, которая захотела быть наименьшей и покорно переносила все наши преступления и пороки.
Дражайшие сыновья, я хочу, чтобы вы поступали точно также. Любите друг друга, любите, любите. Радуйтесь и веселитесь, ибо приближается лето и приходит время жнива. Говорю так, поскольку первого апреля ночью Бог необычайным способом открыл свои тайны, являя мне предивные вещи таким образом, что моя душа, казалось, была вне тела (ср. 2Кор 12,2). Я ощутила такое огромное наслаждение и счастье, что язык не сможет этого описать. Вот Бог, постепенно являл и объяснял мне тайны нынешнего гонения Церкви, а также Ее обновления и возвышения, которое должно наступить. Говорил, что притеснение нынешнего времени дано для того, чтобы в будущем Церковь могла обрести свою свободу. Первая милая Истина добавила еще такие слова, находящиеся в Евангелии: «Должны прийти соблазны в мир, но горе человеку, через которого соблазн совершается» (ср. Мф 18,7). Это так, как бы хотела сказать: «Я позволяю совершится нынешнему времени невзгод и гонений, чтобы очистить от шипов сад моей Невесты, заросший тернистыми кустами, но не позволю на злые человеческие мысли. Знаешь, что сделаю? Сделаю то, что тогда, когда, будучи еще на свете, я сплел бич из веревок и выгнал тех, кто торговали в храме. Ибо Я не хотел, чтобы дом Божий превращали в вертеп разбойников. Говорю тебе, тоже самое сделаю сейчас. Посему также Я сплел уже бичи из творений и изгоняю ними нечестивых торговцев, жадных, скупых и надмевающихся гордыней, которые покупают и продают дары Святого Духа». Так вот, бичом гонений и невзгод Он изгоняет из творений неупорядоченную любовь и нечестивую жизнь.
Возрастал во мне огонь святой жажды, и я смотрела и видела, как в пронзенный бок Христа Распятого входят люд христианский и неверные. Я же благодаря жажде и любви проходила между ними, чтобы потом вместе с ними войти в бок Христа, сладостного Иисуса, в обществе моего отца, святого Доминика, Иоанна, а также со всеми моими сыновьями. Тогда Христос повесил мне на шею крест и дал мне в руки оливковую ветвь, так как будто бы хотел (Он ведь даже ясно это сказал), чтобы я поднесла одному и другом люду. Сказал мне: «Скажи им: вот, возвещаю вам великую радость». А душа моя наполнялась все большей радостью и тонула в Божьем Сущности, вместе с истинными ее знатоками и почитателями, благодаря единству и любви. Душа моя ощутила столь огромное наслаждение, что не помнила уже муки и боли, которые ощутила при виде оскорбления Бога. Я сказала: «О, счастливая вина!»** Тогда сладостный Иисус улыбнулся и сказал: «А посему счастлив и благ грех, который является ничем? Знаешь, что имел в виду св. Григорий, когда говорил: счастливая вина? Какая часть, по-твоему является счастливой?». Я ответила так, как мне повелел отвечать: «Я ясно вижу, сладостный мой Господи, и прекрасно знаю, что грех не достоин счастья и сам в себе не является ни счастливым, ни полезным, но есть такой плод, который из него рождается. Мне кажется, что Григорий хотел сказать следующее: по причине греха Адама Бог дал нам Слово, Единородного Своего Сына, а Слово, отдавая Кровь и жизнь, вернуло нам жизнь с огромным огнем любви. Посему грех счастливый не как грех, но как причина плода и дара». Воистину, так оно и есть. Благодаря греху мы получили плод и дар, а теперь из оскорбления Бога, коим является гонение Невесты Христовой недостойными христианами, рождается возвышение Церкви, в которой разливается сияние света и возносится аромат добродетелей. Это было так мило, что нельзя было ни с чем сравнить бесконечную благость и кротость Бога, явленного Невесте.
Посему я радовалась и веселилась, и была так уверена в том, что принесет будущее, что уже казалось мне, что я владею им и вкушаю. Посему я повторяла за Симеоном: Nunc dimittis servum tuum, Domine, secundum verbum tuum in pace (ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром (Лк 2,29)). Мне были открыты столь великие тайны, что не хватит языка, чтобы о них рассказать, сердца, чтобы их постичь, и ока, чтобы их увидеть. Ибо какой же язык сможет выразить чудесные вещи, которые соделал Бог? Наверняка не мой, язык несчастной негодницы. Посему хочу сохранить молчание, а стремиться только к славе Божьей, спасению душ, а также к обновлению и возвышению святой Церкви. При помощи благодати и силы Святого Духа я бы хотела выстоять в этом до самой смерти. С этой жаждой и с огромной любовью и сочувствием я взывала и буду взывать к нашему сладостному Христу на земле, к тебе, отче, а также ко всем моим сыновьям и дочерям. Я молила и была выслушана.
Посему радуйтесь, радуйтесь и веселитесь! Уже вскоре сладостный Бог-Любовь исполнит жажду слуг своих. Ничего я не сказала и уже ничего больше не хочу говорить. Страдая и трудясь, я умираю от жажды. Смилуйтесь надо мной. Просите Божью Благость и Христа на земле, чтобы поспешил. Выстойте в святой и благой любви Божьей.
Погрузитесь в Крови Христа Распятого. Не бойтесь ничего, но укрепляйтесь все больше. Радуйтесь и веселитесь в святых трудах. Любите, любите друг друга. Иисусе сладостный, Иисусе любви, Иисусе, Иисусе.
Начало апреля 1376 г.
* Адресаты этого письма, кроме Раймонда Капуанского, это: Джованни Тантуччи, августинец, магистр теологии, известный также как Иоанн Терцо, а также доминиканец, брат Феличе да Масса. Они отправились (правдоподобно с еще одним монахом, имени которого не знаем) в Авиньон перед приходом св. Екатерины, чтобы подготовить ее встречу с папой. Упомянутый Джованни Тантуччи был также приором монастыря Сан-Сальваторе-ди-Леччето, ездил со св. Екатериной в Авиньон, а потом какое-то время сопутствовал ей в Риме.
** О felix culpa, из текста Exsultet: О felix culpa, quae talem ас tantum meruit habere redemptorem! (О счастливая вина, уготовившая нам такого величайшего Искупителя!) Текст в средневековье приписывали св. Григорию Великому, в действительности автор неизвестен.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий