О блаженной сестре Анне из Клингенау

11/27/2024, No Comment

Из творения сестры Елизаветы Штагель Житие 33 сестёр-доминиканок монастыря Тёсс, Глава 11.

Жила у нас также сестра великой святости, и звали ее Анной из Клингенау. Все её существование было подобно яркому свету, который Анна проливала на окружающих людей.

(Эта монахиня, вероятно, происходила из бюргерского рода и была названа по месту рождения).

К святости Анна стремилась ещё в ранней юности, когда она не была насельницей монастыря Тёсс. Путь в Царство Небесное девушка начала с простых правил жизни: она всегда была верным и преданным другом для добрых людей, немало времени уделяла молитве, изучению латыни (этот язык был основным для богослужений). Ещё тогда, до вступления в обитель, Анна усердно изучала правила Доминиканского Ордена, частью которого она пламенно желала стать.

Как только Анна вступила в Орден, она проявила великое усердие в монашеской жизни. Девушка с первых дней пребывания в обители очень полюбила говорить о Боге. Бывало так, что Анна зимой шла в монастырский сад и там заговаривала с кем-то из насельниц о Господе. Подобные беседы порой длились настолько долго, что, когда сестры вставали со скамьи в саду после разговора, их одежда покрыввлась льдом и снегом.

Вскоре после появления Анны в обители, Господь послал ей тяжёлое испытание: девушка заболела и более никогда полностью не была здорова в течение всей жизни. Однако, несмотря на слабость и боли во всем теле, сестра Анна не покидала постоянную молитву, посещала богослужения и выполняла свои обязанности. Порой во время мессы монахиня настолько ослабевала, что не могла стоять на коленях, а становилась в стасидии, где, оперевшись на подлокотники, с трудом молилась до конца богослужения.

(Стасидия – это кресло в хоре (особом месте в монастырской церкви, где отдельно от мирян молятся монахини) с откидным сиденьем, при опускании которого в кресле образуется место для стояния (полустояния) с опорой на подлокотники)

Болезнь не стала препятствием для Анны в выполнении монастырских работ. Монахини в основном занимались рукоделием, в частности — прядением и ткачеством. Порой слабость от недуга настолько отягощали сестру Анну, что она днями не могла встать с постели, однако даже в таком положении монахиня занималась рукоделием. На своей прялке Анна начертала следующие слова, которые она всегда любила повторять: «Чем больше хвораешь, тем Мне ты угодней. Чем больше тебя призирают, тем ты Мне становишься ближе. Чем ты бедней, тем больше схожа со Мной…» Монахиня говорила, что подобными словами Бог обращается к человеку, поучая его. Сестры обители подозревали: Анна и есть тот человек, которому Господь открыл благодать этой полной мудрости фразой.

Сестра Анна долгое время подвизалась в молчании, особенно избегая грубых и бранных слов. Однако, если монахиня что-то говорила, ее речь была наполнена любовью к Богу и ближним. Потому Анну любили послушать насельницы обители, как старые, так и молодые, которые нередко приходили к монахине за советом и молитвенной поддержкой. В жизни Анны были с точностью исполнены слова из Священного Писания: «От избытка сердца глаголют уста». Когда же кто-либо из сестёр при Анне изрекал грубые слова, она говорила: «Ах ты, поросенок, из-за тебя нарушено Божие слово!»

Монахиня очень любила говорить о житии различных святых, стараясь брать пример с их благочестивых деяний. Особенно же Анна подражала святому отцу нашему Доминику в сострадании и милосердии к ближним. Не раз к монахине приходили опечаленные чем-либо сестры монастыря, прося поддержки у Анны, и они никогда не уходили без утешения. Вот за какими четырьмя делами монахиня проводила почти всё свое время: за молитвой, в беседах о Боге, за чтением житий святых, а также за утешением огорченных сердец.

Сестры обители Тёсс отмечали, что Анна редко делилась с ними особенностями своей духовной жизни, в том числе и чудесными событиями, участницей которых монахиня удостоилась быть по воле Господа. Однако о нескольких подобных чудесах все-таки удалось узнать подробнее.

Случилось как-то, что некие жестокие люди причинили немалый вред обители Тёсс. Анна была настолько огорчена подобным событием, что тревожные мысли стали атаковать её разум, не давая покоя. Монахиня, желая обрести утешение, отправилась в церковь в поисках духовного отца сестёр обители, дабы спросить совета, как побороть тревогу и негодование? Когда же Анна вошла в хор, она узрела Самого Христа! Его Лик был подобен тому, который отобразился на полотне святой Вероники (по преданию эта женщина дала платок Христу отереть кровь с лица во время крестного пути).

Господь милосердно взглянул на Анну и сказал: «На Мне, и только на Мне, держится всё».

(Это изречение является ответом на озабоченность и недоумения Анны по поводу происшедших событий: они, несмотря на их кажущуюся случайность, включены в план Спасителя)

Однажды сестры монастыря пребывали в тревоге за свое будущее, что было связано с определёнными событиями. Анна же ободрила их, говоря следующие: «Крепитесь, с вами ничего не случится. Мне привиделось во сне, что некий господин удивительной красоты стоит пред алтарем в церкви. В один момент он повернулся лицом к насельницам обители, благословил их и утешил. Тогда я спросила: “Ах, любезный господин, кто вы?” А он отвечал: “Имя Мне Reparator”, что по-немецки значит “Восстановитель”».

Сестру Анну часто любила навещать её знакомая из родного города Клингенау. Путь оттуда до обители был немалым, однако женщина без страха его преодолевала. Однажды по обычаю Луки (так звали эту знакомую монахини) со своим маленьким ребёнком отправилась навестить сестру Анну. По дороге же погода испортилась: поднялся сильный ветер, полил холод дождь. Ненастье настолько напугало людей вокруг, что даже пастухи с местных полей, привыкшие к любой погоде, побежали домой. Несчастной Луки негде было укрыться, и она положила свою надежду лишь на Бога, начав просить Всевышнего о помощи ей по любви к сестре Анне. После молитвы женщина без трудностей продолжила путь и даже особо не промокла. Когда они были почти около обители, ребёнок женщины сказал, обращаясь к матери: «Ты разве не видела, как сильно шел дождь? А с нами ничего не случилось».

Сестра Анна имела обыкновение поручать свою судьбу каждый день нашему Господу тремя способами: первый — во имя любви и мира, водворенного на земле Господом нашим, второй — как Христос поручил Свою Матерь святому апостолу Иоанну во время Крестных Страданий, и третий — как Господь поручил христианскую церковь святому апостолу Петру.

Возлагая надежду лишь на Милосердие Всевышнего, Анна не тревожилась ни о настоящем, ни о будущем на земле. Однажды, во время очередного видения, монахине было сказано: «Тебе надлежит просить, чтобы подобно тому, как Троица есть Едина, так и ты с Нами стала единой».

(Это мудрое изречение, скорее всего, было сказано Анне Самим Христом и призывало монахиню к более усердной молитве о спасении своей души (ср. Ин 17,22))

Однажды Анна узрела видение, в котором ангел позволил ей взглянуть на чистилище. Став свидетельницей ужасных страданий душ грешников, монахиня будто впала в ступор от сострадания к этим душам и не могла изречь ни слова. Тогда ангел сказал ей: «Что? Задумалась о весьма жестоких страданиях здесь? Однако, пока ты находишься в этом месте сейчас, ты не заработала себе никакой награды». В тот же миг сестра Анна опомнилась, осознав, что размышляя над ужасами мучений в чистилище, она теряет время, которое могла потратить на вклад во спасение своей души.

Было у Анны обыкновение в период определённых празднований или воспоминаний Евангельских событий размышлять о них с великим благоговением. В светлый день Рождества Христова монахиня по обыкновению молилась в церкви обители с иными сестрами, размышляя о том, каким же было детство нашего Господа? И вдруг Анна увидела Мальчика необычайной красоты с золотистыми кудрями, сияющего дивным светом. Ребёнок сначала спокойно прохаживался у алтаря церкви, а потом стал восходить по воздуху в сторону хора, где молились сестры обители. Приблизившись к Анне, Мальчик сел на полу её хабита, распростертую под ногами. Монахиня в этот момент была настолько восхищена увиденным, что в порыве неземного счастья хотела обнять дивного Ребёнка. Однако тут же видение закончилось…

Недалеко от Клингенау, родины сестры Анны, жила одна святая отшельница в деревне Эндинген. Она вела праведную жизнь, но Анна не была с ней лично знакома. Однажды монахиня узрела эту отшельницу в тонком видении, о чем поведала своему духовному отцу — брату Берхтольду.

С тех пор Анна не раз в подобных откровениях видела подвижницу. Монахине было открыто, что отшельнице за её самоотверженное служение Богу уготовано место в Царстве Небесном.

Во время подобных видений Анна совершено отрешалась от того, что происходило вокруг неё. Как-то монахиня сказала сестре Вилли Констанцской, с которой в обители она была особенно откровенна: порой её душа отлетала так далеко от этого суетного мира, что Анна ничего не замечала, что творится в монастыре, и, если бы ей на ухо протрубили в рожок, она бы и этого не услышала. Подобные чудеса, которых Господь не раз удостоил монахиню, можно лишь описать словами апостала Павла: «Был ли я в теле или вне его,того не знаю, Бог знает».

Когда Господь решил забрать сестру Анну из этого мира, он послал ей тяжёлую болезнь, дабы она хоть немного соприкоснулась Крестных Страданий Христа, над которыми монахиня нередко размышляла, сострадая Господу. Кроме того, Бог отнял у монахини и сокровенное утешение, проявляемое в видениях и откровениях, подобно тому, как и Христос наш был лишён утешения Отца, во время крестной смерти. Однажды, когда Анна, лёжа на смертном одре, в очередной раз вспоминала Страдания Господа, одна из насельниц обители сказала ей: «Сестра Анна, не слишком ли часто напоминаешь ты нашему Господу о страстях Его?». Монахиня же, мучаясь от проявления болезни, отвечала: «Увы, мне так скверно, что кажется, меня по каждой части тела режет по 40 ножей». Та же сестра сказала в ответ: «Ты разве не помнишь, как часто просила у Бога, чтобы Он дал тебе при кончине испытать те страдания, каковые при Своей кончине испытывал Сам?». Тогда несчастная Анна смиренно замолчала, принимая свою судьбу покорно. Через некоторое время монахиня тихо произнесла: «Omnis spiritus laudet dominum» (Всякое дыхание да хвалит Господа). После сих слов сестра Анна скончалась, отдав свою душу в руки Божии.

Одна из сестёр монастыря Тёсс, Элли из Эльгау, бывшая конверской (насельница обители, которая не давала обеты, как монахиня, и выполняла в основном тяжёлую работу по хозяйству), после кончины Анны молилась ей, чтобы та открыла Элли свою загробную участь. На седьмой день подобной искренней молитвы эта сестра узрела нечто дивное: келья Элли наполнилась ярким светом. Сестра настолько испугалась подобного чуда, думая, что она не сможет выдержать своими очами сияние и умрёт. Элли закрыла глаза руками, а когда решилась снова посмотреть на чудо, свет уже рассеялся. Подобное явление убедило Элли, что монахиня Анна удостоилась Царства Небесного.

Случилось так, что одна из сестёр обители сильно заболела. Она мучалась, страдая горячкой. Прошло уже несколько лет с момента блаженной кончины монахини Анны, однако эта сестра не забывала её и просила заступничества перед Богом. С великой верой болящая насельница испила воды из черепа Анны и через недолгое время получила полное исцеление.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий