О блаженной сестре Маргрет Виллин

9/06/2024, No Comment

Из творения сестры Елизаветы Штагель Житие 33 сестёр-доминиканок монастыря Тёсс, Глава 4.

Великий Господь, являющий в том многообразное милосердие, что никому не отказывает в святой благодати, кто бы с искренней ревностью ни добивался её, проявил Свою любовь особенным образом в житии одной из наших сестер, которую звали Маргрет Виллин.

(Установить, кем являлась эта сестра, к какому роду принадлежала, не удалось, так как Виллин достаточно распространённая фамилия в данном регионе)

С юных лет житие Маргрет было настолько благочестиво, что близкие девушки говорили: даже в монастырях нет подобных ей девиц. Когда фройляйн Виллин была еще достаточно молода, Господь наш даровал ей настолько великую благодать, что она полностью презрела свою прежнюю, хоть и праведную, жизнь в миру и задумалась над возможностью уйти в монастырь. Девушка недолго тянула с таким важным жизненным выбором, и вскоре после принятия решения оказалась за стенами обители Тёсс.

Правила Доминиканского Ордена в те времена выполнялись строго, тем более в закрытых женских монастырях. Однако и этого было для юной монахини недостаточно. Первым подвигом, который совершила Маргрет, было полное отречение её от всякого общества внутри и вне обители. На удивление многих сестёр, Маргрет сразу после вступления в монастырь отказалась пользоваться разговорным окном, несмотря на то что девушка имела брата, который также принадлежал к Ордену Проповедников и не раз приходил её навещать.

(Разговорное окно – это отверстие в стене монастырского здания и или решетка в одной из комнат обители, через которую монахини из закрытых женских монастырей могли общаться с близкими из мира, приходившими их навестить. Беседовать без решётки было запрещено. Подобное правило осталось и сегодня в некоторых закрытых женских монастырях)

В общении с насельницами обители Маргрет была совершенно немногословна. Монахиня все время молчала и ходила, опустив голову. Даже отдыхать девушка не позволяла себе комфортно. Подушку она имела из ивовых прутьев, на которой было достаточно жёстко спать, а постелью являлась подстилка из хвороста, покрытая ветхим сукном. Позже Маргрет стала класть на постель острые камни в таком количестве, что ими можно было бы вымостить пол комнаты. Сон из-за подобных неудобств был практически невозможен. Однако Маргрет и не предавалась ему долго.

Одеждой девушки, кроме принятого у монахинь хабита, была жёсткая власяница: её Маргрет не снимала даже в жаркую погоду. С первых лет блаженная сестра надела на шею тяжёлую цепь, в которой она спала, клала поклоны во время молитвы и выполняла возложенные послушания. Однако и подобных аскез оказалось для Маргрет недостаточно. Три раза в день монахиня бичевала своё хрупкое тело плеткой, которую она сама для того изготовила.

Ела монахиня очень мало, хоть и трапеза монастырская была судная. Вина Маргрет практически не пила, а когда по праздником монахине приходилось немного выпить его, она разбавляла напиток водой, дабы алкоголь потерял свое обычное действие.

Монахиня Маргрет, как было сказано ранее, спала достаточно мало, а причиной тому являлись не только многочисленные аскетические практики. Однажды ночью девушка узрела страшное видение. Монахине привиделось, что в её келью вошла толпа озлобленных людей, которые волокли по полу самого Господа, израненного и ослабленного, подобно тому, как вели на крестные муки Христа во время Евангельских событий.

Такое зрелище настолько пронзило сердце монахини, что она почти перестала спать по ночам.

Рафаэль Санти. Крестный путь. 1515-1517

Посетив вечерние молитвы, Маргрет ложилась немного отдохнуть на своём неудобном ложе, однако сразу после первого сна, когда другие сестры ещё не ложились, девушка просыпалась и молилась в келье до заутрени, когда открывали хор (специальное место в церкви, где молились только сестры обители).

Когда заутреня оканчивалась, монахиня все ещё оставалась в хоре. В каменной церкви было достаточно холодно даже летом, и потому Маргрет укутывалась в свое покрывало для сна, а порой, когда монахиня сильно замерзала, надевала поверх велона (монашеский головной убор) капюшон и шерстяную вуаль, из-под которой виднелись лишь глаза.

Позже Маргрет стала ходить так постоянно, не поднимая головы и смотря лишь под ноги.

Случались у Маргрет не раз и чудесные видения. Как-то раз монахиня слишком утомилась после насыщенного дня и решила прилечь немного отдохнуть перед службой 1 часа.

(Служба первого часа — одна из элементов суточного богослужебного цикла, которая совершалась в 6 утра. Суточный цикл богослужения начинался с вечерни (лат. Vespera), далее совершалась утреня (лат. Matutinum). Данные богослужения отправлялись начиная с предыдущего дня примерно с 17 до 20 часов. Следующими совершались часы (лат. Horae): I, III (отправлялись примерно в 9 утра), VI (в 12 утра), IX (в 15 дня). Чтение часов приурочено событиям страдания и крестной смерти Христа. В православной традиции в Страстную Пятницу читаются особые, Царские Часы, на которые в давние времена приходили даже венценосные особы. Текст данных часов по сравнению с обычным изменён, чтобы подчеркнуть особенность данного богослужения и его происхождение. Однако продолжим про богослужебный цикл в давней католической традиции. Заканчивался он повечерием (лат. Completorium), читавшимся перед отходом ко сну. Между часами I и III или III и VI служилась месса (лат. Missa).

Из-за сильной усталости Маргрет проспала это богослужение. И тогда, во время службы 1 часа, в дивном сне явился монахине сам Христос! Он строго посмотрел на сестру Маргрет и сказал: «В сей час Я стоял на судилище, а ты тут лежишь и храпишь!..» Подобные слова Господа настолько поразили монахиню, что она проснулась и поспешила на богослужение, более никогда не опаздывая на них.

С тех пор сестра Маргрет с первым ударом колокола, призывающим на службу, бросала все дела и шла в хор. В церкви же она благоговейно молилась, клала земные поклоны перед каждым образом. Однако не только о богослужениях подобным образом радела монахиня. Колокол также призывал сестёр в определённое время и к работе. Когда Маргрет только слышала его, она поспешно шла в мастерскую, где имели послушания многие сестры, и прилежно пряла нити. Монахиня была настолько погружена в работу и одновременно в мысленную молитву, что она никогда не поднимала очей, не смотрела по сторонам. Сестры часто замечали, что по щекам монахини текли слезы – в таком великом умилении пребывала её душа.

Однако больше всего удивляло иных насельниц, что Маргрет никогда не смотрела в окна, даже в этом не предаваясь праздности. Порой молодые сестры хотели испытать её выдержку: они смотрели в окно и делали вид, что увидели на улице нечто удивительное. Однако Маргрет и в таких случаях не поддавалась искушению выглянуть в окно, смиренно, опустив голову, продолжала свою работу.

Суровая аскетическая жизнь не приносила какой-то радости сестре Маргрет. Возможно, из-за этого монахиня никогда не строила долгосрочных планов, говоря себе такие слова: «Продержись хотя бы до завтра!» Видя страдания Маргрет, многие сестры не понимали её и даже осуждали за чрезмерно аскетическую жизнь, на что смиренная монахиня говорила: «Я должна это делать, ведь если хоть что-нибудь опущу, то вскоре всё брошу».

Лишь Милосердный Господь понимал и всегда утешал сестру Маргрет, подавая благодать её нежной душе. Потому монахиня любила оставаться в хоре после богослужений и молиться в одиночестве, только если она не должна была куда-то идти вместе с сестрами. Именно в такие моменты Маргрет особенно ощущала Его присутствие рядом с ней. И подобное чувство наполняло душу монахини светом и радостью.

Особенно же сестра Маргрет любила молиться около большого распятья, стоявшего на хоре. Однако как-то раз настоятели монастыря решило перенести распятье из хора, где находились только монахини, в основную часть церкви, доступную мирянам, куда сестры во время богослужения не заходили. Из-за этого события сердце несчастной Маргрет наполнилось такой ужасной скорбью, что монахиня не могла перестать плакать, не в силах сдержать слезы. Видя её отчаяние, многие сестры исполнились печали и горько рыдали вместе с Маргрет.

Монахиня имела особое благоговение перед образом, где был изображен наш Господь, который стоит перед судилищем Пилата. Во время молитвы перед ним, сестра Маргрет искренне просила Христа, чтобы в день Страшного Суда Он судил её милосердно. Однажды во время подобной молитвы Маргрет услышала дивный голос Господа, который милостиво сказал: «Ты судима сейчас, как должна быть судима тогда». Подобные слова Христа исполнили душу сестры Маргрет неземной радостью.

Фра Анджелико (1400-1455). Суд Пилата

Монахиня имела обыкновение молиться в капелле перед образом нашей Владычицы Богородицы, где также были изображены три волхва. Однажды Маргрет молилась перед образом с особым благоговением. Мольбы монахини милостиво услышала наша Владычица. Желая подбодрить Маргрет, Богородица с любовью сказала: «Дитя мое, знай, ты никогда не разлучишься со мною».

Благоговение к святыням сестры Маргрет проявилось ещё в одном событии. Однажды в обители сильно заболела одна из сестёр. Несчастная совершенно ослабла и не могла вкушать пищи: из-за еды у неё начиналась рвота. Насельницы обители думали, что сестра та находится на пороге смерти, и потому решили попросить священника причастить несчастную Святых Христовых Тайн.

Однако во время причастия больную стошнило, и святыня оказалась на полу вместе с остатками съеденной давно пищи, что совершенно недопустимо.

Тогда сестра Маргрет, которая в этот момент была в келье умирающей, быстро подбежала к исторгнутому причастию и употребила его без всякого отвращения к непереваренной пищи, с которой оно было смешано. Настолько великим было благоговение сестры Маргрет, что она решилась пойти на подобный поступок.

Строгое и святое житие сестра Маргрет продолжала вплоть до самой кончины. Когда настало время перехода монахини в Вечность, Господь предупредил Маргрет в видении, что ей предстоит умереть, на что она тихо рассмеялась и, прижав руки к сердцу, с радостью изрекла: «Да это же лучшая жизнь, которая когда-либо была!» И так блаженно ушла монахиня из этого мира.

В ту же самую ночь, когда скончалась сестра Маргрет, одному человеку, жившему вне обители и не знавшему ранее ничего об этой монахине, было удивительное видение во сне: ему привиделось, как Маргрет плывет на подстилке из хвороста, подобной той, на которой она обыкновенно спала, по кристально чистым водам дивной реки. Из этого видения можно полагать, что искренняя душа сестры Маргрет отправилась ко Господу и достигла Царства Небесного.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий