О блаженной сестре Эльсбет Шеффлин

8/26/2024, No Comment

Из творения сестры Елизаветы Штагель Житие 33 сестёр-доминиканок монастыря Тёсс, Глава 3.

Была у нас также одна блаженная молодая сестра, ее звали Эльсбет Шеффлин.

(Нужно отметить, что монахиня Эльсбет принадлежала к известному, богатому, знатному цюрихскому роду, который находился в дружественных отношениях с родом Штагель. Две другие девушки из этого рода, сестры по крови Эльсбет Шеффлин, стали насельницами находившийся неподалеку от Цюриха монастыря Отенбах, это произошло в 1314 году)

Милосердных Господь наш щедро одарял сестру Эльсбет Своей благодатью, так что ее житие стало примером добродетелей, служения Богу и было наполнено благодатными откровениями.

Благодать Божья начала действовать в ней, когда Эльсбет еще находилась в миру. Девушка имела великое рвение к духовной жизни, искренне желала покинуть мир и стать монахиней. Однако путь в обитель ей преграждали многие испытания. Возможности уйти в монастырь Эльсбет пришлось добиваться с немалым трудом. Лукавый поначалу пытался отвратить девушку от пути монашества через уговоры родных, которые не желали, чтобы Эльсбет покинула блестящий мир ради жизни в обители.

Однако, когда дьявол не смог подобным образом усомнить девушку в её выборе, он принялся угрожать ей через одного одержимого человека, который жил в их городе, говоря: «Только уйди в монастырь, уж я тебе отомщу!» Храбрая Эльсбет не испугалась угроз дьявола: исполнившись сердечной отвагой, девушка сказала себе: «Стало быть, нужно решаться».

Юная Эльсбет, несмотря на многочисленные трудности, решилась покинуть родной дом и ушла в монастырь Тёсс, приняв иноческий постриг. Когда же девушка стала насельницей обители, Господь допустил, дабы дьявол возымел над Эльсбет полную власть.

С тех пор монахиня была мучима многообразным и великим страданием, однако Бог не позволил лукавому коснуться души юной подвижницы — не иначе, как это случилось и с блаженным Иовом, о котором читаем в Священном Писании, что наш Господь по особой любви попустил, дабы он был тяжко мучим нечистыми духами, испытав страшные страдания.

Подобными мучениями Христос особо почтил монахиню Эльсбет, ведь наибольшая похвала, какую только можно воздать доброму, благочестивой человеку в сем времени, это когда о нем говорят, что он — страждущий человек.

Поговорим подробнее о тех невзгодах, какие пришлось претерпеть монахине Эльсбет. Спустя немного времени после того, как девушка стала насельницей обители, она заболела ужасным недугом. Силы покинули несчастную Эльсбет, отчего она много времени проводила в постели. Позже на теле монахини появились язвы, в которых быстро заселились черви, съедавшие хрупкое тело больной девушки. День ото дня Эльсбет становилось только хуже, и в монастыре пошла молва, что девушка неизлечимо больна и скоро умрёт. При том отвратительные черви так смущали сестёр обители, что те не желали ухаживать за несчастной, обходили её стороной и всячески презирали Эльсбет. Однако монахиня принимала это испытание с кротостью и смирением, непрестанно молясь Богу.

Некоторое время спустя страшная хворь отступила от молодой насельницы. Однако дьявол не собирался сдаваться, дабы отвратить Эльсбет от монашеского пути. Он начал посылать юной монахине иные неприятности. Эльсбет все чаще стала находить в своей келье различных пресмыкающихся, а однажды случилось так, что девушка, собравшись отходить ко сну, обнаружила в постели огромного ужа, который её немало напугал. Однако и подобные трудности не заставили Эльсбет покинуть монастырь.

Борьба с дьяволом всё ещё продолжалась, и монахиню ждали новые испытания. Как-то раз сестра Эльсбет была назначена келаршей в обители.

(келарша – монахиня, заведующая в монастыре продуктовыми припасами, которые в основном хранились в подвалах, чтобы сохранить свежесть продуктов)

Исполняя свои обязанности, Эльсбет спустилась в погреб, где хранились съестные запасы, и там в темноте подземелья ей явился сам дьявол. Видимо, он хотел запугать своим мерзким обликом девушку, однако та набралась смелости и с молитвой прогнала лукавого. Позже монахини установили в погребе распятье, дабы дьявол не имел более там власти.

Ещё одно искушение приготовил лукавый для несчастной сестры Эльсбет. Монахиня имела обыкновение ради особого аскетизма бичевать себя плетью, дабы усмирить свою плоть, устремив все свои помыслы лишь к Богу. И во время подобных бичеваний к девушке стал являться дьявол. В момент, когда её тело ослабевало, он брал плеть и начинал избивать монахиню сверх всякой меры. Эльсбет немало страдала от такого испытания, но и его у монахини получилось преодолеть.

Несмотря на многочисленные страдания, какие сестре Эльсбет пришлось претерпеть в обители, она всегда соблюдала правила Ордена в каждом деле, начав подвизаться с усердием сразу после того, как явилась в этот монастырь. Как написано выше, впервые годы жизни в обители она сильно болела, но все-таки соблюдала положенное для монахинь по уставу молчание, а из-за недуга вообще почти не разговаривала. Однако, когда сестра Эльсбет выздоровела, она не перестала исполнять правило молчания и говорила достаточно редко.

Эльсбет ревновала не только о чем-то великом в монашеской жизни, но радела также о малом. Никого из сестер обители она не называла лишь по имени, но обязательно прибавляла к нему слово «сестра», даже если речь шла не о монахине, а о ее родной сестрице, проявляя таким образом уважение к окружающим людям.

К молитве сестра Эльсбет относилась с великим благоговением и любовью. Некоторое время монахиня исполняла обязанности привратницы в обители (насельница, которая следит за тем, кто выходит и приходит в монастырь). Такое послушание предполагало постоянное дежурство у ворот.

Однако, когда у сестры Эльсбет выдавалась свободная минутка, она шла в церковь, чтобы там помолиться. Когда же не получилось отлучиться, монахиня искренне молилась при вратах.

Монахиня никогда не делала ничего ради себя, и у нее ни с кем не было никаких внешних дел, кроме сотрудничества по монастырским обязанностям. Однако, несмотря на редкое общение с другими насельницами, обращение Эльсбет с иными сестрами было очень мягким, исполненным христианской любовью. Но в монастыре Тёсс, как и во всяком другом обществе, не обходилось без сплетен и празднословия, от чего сестра Эльсбет тщательно береглась. Слыша какие-либо сплетни и не будучи в силах направить беседу в иное русло, она вставала и уходила от таких сестёр, ибо хорошо понимала, что из-за них нарушается сердечный покой и любовь к Богу.

Удостоилась сестра Эльсбет и нескольких чудесных событий, дарованных ей Господом. Однажды монастырь Тёсс пребывал в скорби по причине войны.

(Речь идет о битве сторонников Адольфа Нассауского и Альбрехта Габсбурга на Тёсском поле около Винтертура в 1292 г. Как известно из жития Эльсбет Штагель, приведенного ранее, те времена были неспокойными для Швейцарии, потому как свободные города на территории данной страны вели войну за свою независимость с Габсбургами – правителями Священной Римской Империи, которые желали присоединить эти земли к своим владениям)

Напуганные подобным положением сестры обители принялись за молитву. Одной из первых они вознесли мольбу святой Маргарите.

(Возможно, здесь имеется в виду мученица III в. Марина Антиохийская, почитаемая в Европе, начиная с появления на свет «Золотой легенды» Иакова Ворагинского (1260), где эта мученица присутствует под именем Маргарита)

Святая Маргарита (Марина) и змей.
Скульптура. Тулуза, 1475. (Музей Метрополитен, Нью-Йорк)

Сестра Эльсбет тогда опоздала на общие молитвы. Однако, когда монахиня подходила к монастырской церкви, она увидела, как из её окон льётся дивный свет. Зайдя в церковь Эльсбет, как и другие насельницы обители, наблюдала невероятное явление: хор, специальное место в церкви, где молились сестры, исполнился настолько ярким, неземном светом, что монахиням казалось, что начался пожар! Но, спустя некоторое время, свет рассеялся. В великом восторге Эльсбет спросила сестёр, какую молитву они читали в это время, на что последние ответили: святой Маргарите.

Тогда монахиня упала на пол и распростерлась на нем перед всеми сестрами, дабы сотворить молитву святой Маргарите.

Но после произнесения её Эльсбет настолько ослабла, что не смогла подняться на ноги и двум сёстрам пришлось её уводить из церкви в келью.

Монахиня пролежала обессиленная в своей постели 13 недель. Насельницы обители снова думали, что Эльсбет неизлечимо больна.

Однако, спустя 13 недель, монахиня пришла в себя и рассказала сёстрам, что в дивном свете тогда явилась ей сама святая Маргарита и наказала Эльсбет слабостью в теле за неисполнение вовремя молитвы. Потому монахиня с тех пор всегда старалась не опаздывать на общее молитвенное правило.

Случилось у сестры Эльсбет и другое видение. Как-то раз она сидела после вечерней молитвы в хоре, и тут неожиданно к монахине подошел маленький, прекрасный Мальчик. Эльсбет удивилась, что ребёнок делает в хоре, где обычно находятся лишь монахини и в такой поздний час. Когда же Мальчик приблизился к ней, то сестра Эльсбет с нежностью спросила: «Ах, мое милое дитя, кто ты?»

Он же ответил ей ласково: «Аз и Троица — едино. И как сие истинно, так истинно то, что ты никогда не разлучишься со Мной».

Из подобных слов мы можем заключить, что в этом видении Эльсбет явился сам Христос.

Однажды настоятельница определила сестру Эльсбет на какую-то должность, но монахине показалось, что исполнять подобную обязанность у нее не хватит сил.

И всё же подумалось монахине: «Господи мой, вот мне хочется из любви быть послушной, как и Ты по любви пожелал быть послушным Отцу Своему в небесах».

Прошло немного времени после этих событий, и сестра Эльсбет пришла по обычаю в хор на молитву. Когда же монахиня в очередной раз произносила слова молитвы, Сам Господь наш склонился к Эльсбет с большого креста, стоявшего на хоре в церкви.

Вскоре дивное видение закончилось, а монахиня уразумела, насколько приятным нашему Господу было ее послушание, и более она не страшилась выполнять возложенные обязанности.

Благодаря изрядной чистоте, в которой пребывало сердце монахини Эльсбет, ей время от времени удавалось узнать, насколько светлы души некоторых сестёр обители перед Богом. Как-то раз Эльсбет была в трапезной перед обедом на молитве, здесь же рядом с ней молилась блаженная сестра Элли фон Вурменхуссен.

(Элли фон Вурменхуссен относилась к богатому дворянскому роду Вурменхуссен, состоявшему с 1239 г. в экономических отношениях с монастырем Тёсс, который неоднократно получал от данного рода земельные наделы в качестве дара, либо во временное владение)

Сестра Эльсбет узрела, что монахиня Элли просияла неземным светом, подобным кристаллу. Когда трапеза закончилась, она спросила у Элли, какую молитву та во время видения творила.

Элли ответила Эльсбет, что она ужасно болеет, и хворь забрала все телесные силы. Даже молиться долго у несчастной не было возможности, кроме как, смиренно склоняясь пред Господом, помышлять: «Господи мой, если бы я могла делать лишь то, что приятно Тебе, я бы то делала».

И тогда сестра Эльсбет, поняла, что даже такое малое, но искреннее моление угодно Богу.

Однажды монахиня Эльсбет стояла на молитве в церкви и узрела очередное видение: блаженная сестра Элли из Эльгау, мирянка (Элли - сокращённое имя Эльсбет, из чего следует, что в монастыре Тёсс было много сестёр с таким именем), преклонила колена перед прекрасным образом нашей Владычицы, о чем-то молясь Пресвятой Деве.

Сестре Эльсбет же было явлено, что Элли просияла ярким светом, подобным солнечному. Неземной свет двигался, как бы играя и радуясь в ней. Тогда Эльсбет было дано познать, что настолько чистой была душа сестры Элли. Тогда монахиня подумала: «Блаженная сестрица, да благословит тебя Бог!» Пришла же Эльсбет и другая мысль: «Ах, я несчастная грешница! Как обстоит дело с моею душой?» Тотчас узрела она тело свое в той же чистоте и дивном играющем свете, что видела сестру Элли из Эльгау, мирянку.

(Сестра из мирянок — насельница женского доминиканского монастыря, не принявшая монашеских обетов; в отличие от монахинь, которые больше занимались интеллектуальным или управленческим трудом, светские сестры активно участвовали в хозяйственных, тяжёлых работах (уборке помещений, заботе об урожае на огородах обители, приготовлении пищи); проживали такие сестры, которых также называли конверсами, отдельно от монахинь — в «домах конверсов»; они не допускались в хор, где молились монахини, носили одежду, позволявшую отличать их от сестёр, принявших обеты.

С конверсами не следует смешивать новициев, или послушников, которые только пришли в монастырь и ещё будут принимать монашеские обеты. В сестринских книгах конверсы, происходившие из небогатых семей, что чаще всего и было, получали, как правило, имена по месту их рождения и жительства: Элли из Эльгау, например. В число монахинь они не могли вступить, в отличие от обычных новициев, из-за невозможности сделать имущественный вклад, сопутствующий принятию обетов.

Как девушка не могла выйти замуж в те времена без приданного, так и вступить в обитель в качестве монахини она тоже не могла, так как должна была отдать свое приданное монастырю. Из-за того в основном монахинями, принесшими обеты, становились девушки, женщины из состоятельных семей, а из бедных домов девушки могли лишь быть конверсами, выполнявшими черную работу).

Вскоре после чудесного видения, которого удостоилась сестра Эльсбет, в обители Тёсс пошли слухи о том, что та самая Элли из Эльгау сподобилась особой чистоты. Тогда насельницы монастыря стали подробнее расспрашивать Элли о том неземном свете, в котором она пребывала во время молитвы в церкви.

Однако девушка со смирением ответила, что ничего не знает об этом. Сестры хотели понять, откуда же пошёл слух о подобном видении, и за расследование взялась родная сестра Эльсбет Шеффлин, которая также была монахиней в обители Тёсс. Сестра та знала, что Эльсбет порой имеет дивные видения, из-за чего сделала вывод, мол она разболтала о таком чуде насельницами без ведома Элли.

Тогда сестра вызвала к себе Эльсбет и стала ругать её за подобный поступок.

Однако последняя не была виновна в подобном и со смирением отвечала: «Я не перемолвилась нынче ни единым словечком ни с одним человеком…»

Тогда, оставив Эльсбет в покое, её родственница принялась расспрашивать других монахинь, видели ли они что-то подобное и кому рассказали. Дошла очередь и до Юци Шультасин (полное имя Люция). Та же поначалу отрицала слова Шеффлин, говоря, что не видела никаких чудес. Однако позже Юци пришла к родственнице Эльсбет и призналась: «Я омрачена внутри себя из-за того, что говорила неправду. Что ты слышала об этом деле, случилось на самом деле. Но лишь Богу известно, как сие вышло наружу, ибо я не говорила о том ни одному человеку». Из приведённой истории можем сделать вывод, что тот неземной свет, в котором пребывала во время молитвы Элли из Эльгау, видела не только сестра Эльсбет, но и другие насельницы обители Тёсс.

Подходило время блаженной кончины монахини Эльсбет. Как эта избранная сестра являла через святые дела свою христианскую любовь во время земной жизни, так она пламенно, с великой кротостью говорила и о смерти. Когда же Эльсбет лежала на смертном одре, она непрестанно пела сладкие слова о Царстве Небесном. А перед самой кончиной монахиня с радостью изрекла: «Ну вот, я приблизилась к смерти». И, удостоившись блаженной кончины, сестра Эльсбет отошла из мира сего к жизни вечной.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий