Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Общинная жизнь и миссионерское апостольство. Иннокентий III и миссия в Ливонии, Вступление.
В 1310 году папа Климент V назначил епископом Марокко епархиального священника по имени Петр. Поскольку духовными в этой епархии были исключительно доминиканцы, епископ попросил согласие папы на вступление в их орден и получил таковое в булле от 1 августа того же года. Генеральный викарий Проповедников в Марокко был уполномочен от имени Верховного Пастыря, принять отречение епископа, потом его монашеские обеты, после чего, также от имени папы, должен был вернуть ему бразды правления епархией. От этого момента епископ был включен в орден св. Доминика.
Эта процедура не преследовала цель увеличить его власть над монахами, которые составляли духовенство этой епархии, поскольку достоинство епископа лишало его любой внутренней власти в ордене. Не было это также попыткой ликвидировать у самого источника столь губительное в те времена несогласие между светским и монашеским духовенством, как и предотвращение недобрых последствий групповой солидарности клира. Должна была она создать между епископом и монахами творческую общность, одновременно видимую и невидимую.
Проповедник, который стал с согласия ордена епископом, далее – в жизни и после смерти – пользовался братством, молитвами и иными духовными благами ордена. Он должен был держаться всех орденских обычаев, которые не мешают выполнению его епископских обязанностей, не исключая внешних подробностей, таких как облачение и обувь*. В сохранении орденских обычаев помогало им постоянное присутствие соция, доминиканца, обязанного соблюдать доминиканские правила, касательно «постов, целомудрия, образа жизни, облачения». «Однородность нравов» не имело других целей – согласно словам доминиканских Конституций – кроме как «разжигать и являть окружающим единство», которое должно царствовать в сердцах всех монахов, чтобы все по-настоящему имели «одно сердце и одну душу» (Деян 4, 32). Такое намерение чувствовалось очень живо, особенно среди миссионеров в землях язычников.
* Хотя папа Гонорий II позволил миссионерам в Марокко, которые пытались пробраться к христианским пленникам, отказаться от тонзуры и ношения облачения, и даже иметь с собой деньги (булла от 17 марта 1226 г.).
Отправить комментарий