Обучение

11/25/2020, No Comment

Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Доминик, школа при кафедральном соборе и университет в Тулузе, III; Проект приглашения в Тулузу учителей и студентов из Парижа, 4.

Одновременно папа предлагает парижским магистрам, чтобы прибыли в Тулузу и там занялись публичным обучением теологии. Речь шла о рассевании «зерен доктрины», собранных на берегах Сены. Если они согласятся на такую пересадку, принесут обильные плоды! Действительно, такое обучение означало бы появление школы совершенно иной, чем существовавшая до сих пор капитульная школа. Была бы это школа, открытия которой в столице провинции требовал Собор от каждого архиепископа. Какое бы это было приобретение! Магистры и студенты из Парижа, «печи, в которой выпекается хлеб всего христианства»! Была это наверно первая идея об основании университета в Тулузе в 1229 году.

Еще и на этот раз св. Доминик, стремясь к неустанному теологическому образованию своих братьев, будет первым пользоваться благами этой инновации. Он увидел в ней воплощение дела, которое после десяти лет проповеднического опыта во владениях графа Тулузы считал неотлагательным. Было это дело как бы симметричным и дополняющим по отношению к тому, которое он создал, основывая «проповедничество» при церкви св. Романа в Тулузе, а именно к открытию публичных школ теологии для всего духовенства, начиная с его Братьев Проповедников. Дела, воплощения которого во всех церковных провинциях не смог обеспечить декрет Собора, он сам вскоре должен был совершить во всех монастырях своего ордена. Требуемое в каждом монастыре присутствие конвентуального «доктора», установленное полностью оригинальным школьным законодательством (его границы и точность описано в работе А. Дюваля), привело к тому, что эти монастыри с 1220 года стали постоянными школами священной науки. В 1221 году, еще при жизни основателя, заметил это канцлер Империи, Конрад фон Шарфенберг. После возвращения из Рима он обязал одним из посланий свой епископский город Мец основать монастырь Проповедников «по примеру многих епископов и архиепископов», поскольку знал, что «если бы этот орден принял миссию и обосновался в Мец, его присутствие принесло бы много пользы не только мирянам, благодаря проповедям братьев, но и духовным, благодаря лекциям святой науки». Подобным образом видел это вскоре после смерти Доминика знаменитый Иаков де Витри в болонском монастыре в 1222 году.

Поэтому мы снова можем спросить, исходила ли идея послать оговариваемую буллу в парижский университет от самого папы, или также, или, прежде всего от св. Доминика.

Балме, издатель многотомного Cartulaire de saint Dominique, не посчитал нужным поместить там эту буллу к парижскому университету. Сделал это только Мандонне в своем сборнике, опубликованном Люро в Histoire diplomatique de saint Dominique. Шейбен же, в своем жизнеописании св. Доминика, твердо ставит гипотезу, что это именно Доминик лично испросил у папы послать эту буллу. Недавно эта гипотеза была подтверждена палеографическими исследованиями оригинала буллы, которые провел последний издатель, отец Владимир Куделка.

продолжение

No Comment

Отправить комментарий