Benedicta tu in mulieribus

11/23/2020, No Comment

Из трактата брата Иеронима Савонаролы «Изложение Ангельского Приветствия», 5.

Благословенна Ты между женами…

Прекрасно, что после слов «Господь с тобой» следует это благословение ибо, будучи с ней, Бог от себя Её благословил. Однако следует учитывать, что благословение (benedire) не что иное, как хорошо говорить (bene dire), мы благословляем всех тех, о ком мы хорошо говорим. И истина заключается в том, что иначе Господь благословляет творение Свое, иначе творение Господне, ибо, как говорит святой Фома, это Божье благословение не что иное, как благое дело. Итак, когда Он делает добро творению, мы говорим, что «творение благословляет», ибо у Бога слово и дело – суть одно и тоже. Как говорит пророк Давид: Ipse dixit et facta sunt, «ибо Он сказал - и сделалось» (Пс 32,9). И потому, когда Он говорит хорошо, делает добро своим творениям, но для нас благословлять Бога не значит ничего другого, как славить Его и от всего сердца благодарить Его.

Поэтому трое отроков – брошенные в огненную печь, которая с Божьей помощью не причинила им вреда – благодарили Бога и призывали другие творения к столь же великой благодарности, начали свою песню такими словами: Benedicite omnia opera Domini Domino, что ничего иного не значит, как только: «Благословите, все дела Господни, Господа» (Дан 3,57).

Посему, когда мы благословляем Господа, то так как будто бы мы Его благодарили. И не иначе, когда мы благословляем все творения, это ничего иного не значит, как благодарить Бога и славить Его за благодеяния им соделанные, или искренне желать, чтобы Он даровал им какое-то новое благодеяние.

Поэтому, когда мать говорит своему сыну: «я благословляю тебя и прошу Бога, чтобы благословил тебя» - это так, как если бы она сказала: «я хочу, чтобы Господь Бог одарил тебя благодатью, и прошу Его, чтобы Он это сделал», - или – если благодать уже дарована: «благодарю Бога за ту благодать, которую Он тебе даровал, и прошу Его, чтобы он поддерживал её и приумножал». И может случиться так, что, благословляя творения, мы будем благосклонны к ним. И так читаем, что Исаак благословил Иакова, ибо оставил ему, как сыну, наследство свое и сделал господином над братом его. Словом: для Бога благословлять значит попросту делать добро, а для нас - благословлять Бога - это быть благодарными Ему за добро, которое Он делает, благословлять же создания - это благодарить за те благодати, которые от Него получили, а также за них прославлять или желать получать их, или делать добро, так как это сделала Исаак Иакову.

Говорим же мы блаженной Деве: «Благословенна Ты между женами» и Богом впервые благословенна. Он одарил Тебя великими дарами и благодатями, какими никогда не осыпал ни одну другую женщину или создание, явивши человеческую природу Христа, возлюбленного Его Сына, с которым не может сравниться ни одно из Его творений, с которой в одном человеке слилась божественное и славное Слово, посему и сказал святой Иоанн - был Иисус Христос Святым Духом без меры одаренный и из Него, как от главы, на церковь Дух сошел. Однако справедливо полагали, что на втором месте, сразу после Него, была его возлюбленная матерь, которая больше получила благодати, чем когда-либо иные какие, из людских или ангельских существ. А посему истинно была благословлена Богом, а также благословляема созданиями земными и небесными, потому что благодарят Бога за Неё ангелы, мужи, жены, что соблаговолил Он одну из наших сестер избрать истинной своей матерью. И славу Ей воздаем ежедневно за то, что она стала достойной оказать у себя гостеприимство Сыну вечного Бога, благодаря чему из цепей адских был освобожден весь мир. И важно, что сказал он Ей: «между женами», а не людьми, ибо - хотя Он благословил Ее превыше всех иных творений, однако, Её настоящим благословением было зачатие и рождение Сына Божьего (которого, своему славному девству ничуть не вредя, Она зачала и родила – неслыханное благо и никогда не дарованное никакой другой женщине), и поскольку подобает рожать женщинам, а не мужчинам, то сказал Ей ангел: «Благословенна Ты между женами, у тебя будет своя привилегия среди них, быть девой и матерью. Другие женщины не могут, если они девы, стать матерями, или - если они матери - не могут оставаться девами, однако, Ты будешь наслаждаться и той, и другой привилегией, будешь матерью и в тоже время не утратишь своего девства». А посему, достославная Дева, воистину, благословенна Ты между женами.

Перевод: Оксана Филипчук

продолжение

No Comment

Отправить комментарий