Qui es in coelis

5/15/2020, No Comment

Из трактата брата Иеронима Савонаролы «Изложение Молитвы Господней» , 2.

Сущий на небесах…

Господи Боже, Отче всемогущий, я знаю, что благодаря Своей сущности Ты существуешь, разливаешься повсюду, ибо Ты сотворил все из ничего и без посредников, и присутствуешь во всякой вещи, каждую храня от падения в небытие.

Ты везде присутствуешь, потому что Ты все видишь, не существует ничего, чтобы могло спрятаться от Твоего взгляда, потому что перед Тобой мрак не будет темным, а ночь как день ясна, её темнота как его свет.

Ах, везде твое всемогущество, сила Твоя везде проникает, на всё, во все дела, Ты всем управляешь. Не следует искать Тебя в ином месте, как в своем собственном сердце. Ах, как далеко я могу отступить от Твоего Духа? Как могу избежать Твоего взгляда? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс 138, 8-10).

Почему я говорю о Тебе, Господь Бог, "сущий на небесах". Почему также и не на земле? Или, может быть, Ты обитаешь в небе одним образом, а на земле – другим?

В небе воистину пребывают ангелы и души спасенных, в том самом небе над небесами, в котором так непостижимо, что Ты, кажется, больше нигде не присутствуешь.

Другие творения – ничто, в сравнении со святыми иерархиями. "Небеса" - это также святые люди, что возносятся над земными вещами, пребывая там, на высотах ради своего искреннего целомудрия и безупречной чистоты. Среди них Ты пребываешь благодаря любви. А любовь эта означает только то, что у кого есть все земное, без нее – ничто. В этих небесах Ты – ради своей неизреченной доброты и милосердия.

Посему позволяет Бог наш Отец, чтобы мы говорили: «сущий на небесах». Вознося умы наши в небесные просторы, смирив наши страсти, мы ощущаем, что уже не жаждем ничего преходящего. Воистину, постоянная твоя столица – небеса, а эта земля – только подножие ног Твоих. Посему с упованием мы просим Тебя не о малом, но о многом, ибо Ты – Отец великий и среди всех отцов – богатейший, имеющий небесные богатства, которые «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, но которые Ты приготовил тем, кто любит Тебя» (ср. 1Кор 2,9).

Перевод: Оксана Филипчук

продолжение

No Comment

Отправить комментарий