Из книги «Диалог о Божьем Провидении или книга Божественного Учения» св. Екатерины Сиенской, Послушание, CLVIХb.
Келью свою он превратил в небо, радуясь разговором и общением со Мной – своим Господом и вечным Отцом, в глубокой любви, избегая бездеятельности, благодаря смирению и постоянной молитве. Когда фантазии, внушаемые дьявольским наваждением, осаждают его в келье, он не простирается на ложе лени, предаваясь отдохновению; но разумом разоблачает движения своего сердца и своих мыслей. Избегает бездействия. С ненавистью возносится превыше себя и превыше своей чувственности, чтобы с истинным смирением и терпением перенести испытание, которое посещает его душу; противостоит наваждениям в бдении и молитве. Устремив око своего разума на Меня, он видит благодаря свету веры, что помощь для него – во Мне, что Я могу, умею и хочу ему помочь. Я раскрываю объятья своей нежности и приглашаю его, чтобы убегал от себя и прибывал ко Мне. Если мысленная молитва, в помрачении и колебании духа, кажется, приходит ему с трудом, он прибегает к молитве уст, или к телесным упражнениям, чтобы не пребывать в бездеятельности; и обращается ко Мне, уверенный, что милость моя не окажет ему ни в чем. Из глубины души истинное смирение шепчет ему, что он недостоин мира и отдохновения духа, которым наслаждаются другие мои слуги и что он заслужил все возможные кары. Унизившись так сам в своей душе, в ненависти и пренебрежении к себе, он думает, что не сможет никогда достаточно страдать. Однако же, он не престает возлагать надежду на мое провидение. Исполненный веры, он переплывает в ладье Ордена через это бурное море. Таким образом, живя в келье, избегает бездеятельности.
Послушный старается первым входить в часовню и выходить последним. Видя брата более послушного и ревностного, чем он сам, чувствует святую зависть и старается украсть у него эту добродетель, однако не хочет, чтобы в нем она уменьшилась. Если бы он желал этого, это противоречило бы любви к ближнему.
Послушный не убегает из трапезной, ходит там постоянно и любит делить стол с убогими. Что подчеркнуть, что мил ему стол общины и не иметь возможности есть где-нибудь в другом месте, он отрекается от всяческого имущества, строго соблюдает обет бедности и тем более совершенно, что не заботится о нуждах телесных. В келье его нет никаких украшений, она полна благоухания бедности. Он не боится, что ограбят его воры, что плесень или моль съедят его одеяния (ср. Мф 6,19-20; Лк 12,33). Если он получит какой-либо подарок, не прячет его для себя, но делится ним с братьями, не заботясь о завтрашнем, радуется, когда удовлетворит нужды дня. Думает только о царстве небесном (ср. Мф 6,33-34). Жаждет только совершеннейшим образом соблюдать истинное послушание. Чтобы лучше идти путем смирения, он подчиняется всем, как малым, так и великим, как бедному, так и богатому; становится слугою всех, не уклоняется от какой бы то ни было работы, служа каждому с любовью. Послушный не хочет служить согласно своему желанию, выбирая время и место, как ему нравится, служит, как того требует Орден и настоятель.
Все это делает без печали и утомления, истинно и совершенно послушный. С этим ключом в руке, он проходит без труда и принуждения через тесную калитку, ибо соблюдал и всегда соблюдает обет добровольной бедности, целомудрия и совершенного послушания, растоптав гордыню и подчинившись ярму послушания благодаря смирению. Поэтому проходя через тесную калитку, он не разбивает голову от нетерпения. Все переносит с мужеством и стойкостью, которые являются подругами послушания. Он выдерживает дьявольские наваждения, изнуряя и умерщвляя свою плоть, отказывая ей в утехах и наслаждениях, и задавая ей все трудности устава, с верой и без вознаграждения. Как дитя, которое не питает оскорбления из-за наказания от руки отца, или по причине нанесенных ему обид, истинный монах не хранит в памяти горечь унижений, усилий, порицаний, которые получил от своего настоятеля. Когда то его призывает, смиренно возвращается к нему, без ненависти, без гнева, без обиды, а с доброжелательностью и сладостью.
Именно об этих детях говорит Христос, Истина моя, когда пред учениками, спорящими друг с другом, кто из них наибольший, приказал приблизиться ребенку и сказал: Позвольте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное. Если кто-либо не умалится, как это дитя, и не будет жить так, как оно, не войдет в царство небесное (Мк 10,14-15; Лк 18,16-17; Мф 18,3. 19,14). Ибо, дражайшая дочерь, кто унизит себя, будет возвышен, а кто возвысится, будет унижен (Мф 23,12; Лк 14,11. 18,14), как добавляет моя Истина.
Посему правильно этих умалившихся, этих смиренных, которые унизились ради любви ко Мне, которые стали слугами в истинном и святом послушании, которые не нарушили устав Ордена и не противились своему настоятелю, Я – Господь и вечный Отец, возвышу среди истинных граждан блаженной жизни, где все их усилия обретут вознаграждение. В этой жизни они уже получают предвкушение жизни вечной.
Перевод: о. Ириней Погорельцев ОР
Отправить комментарий