Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, I. Всеобщее проповедование Божьего Слова, 4.
С 1220 года благодаря немногочисленным и еще слабым, но уже вскоре имеющим разрастись в сильные провинции группам проповедников, орден распространился от Испании до Балтики, от Англии до восточных пределов Венгрии и Малой Азии. Вначале было создано пять провинций с приблизительно тридцатью монастырями. Другие уже формировались. На границах Азии создавались три или четыре миссионерские секторы.
В западном Провансе, то есть в Лангедоке, орден развивался равно стремительно. В 1218-1231 годах возникло десять монастырей в Провансе, в том числе девять между Роной и Луарой, и только один – к востоку от Роны, что указывает на влияние центра в Тулузе. Поочередно слышим о монастырях в Лионе (1218-1220), Монпелье (1220), Байонне (1221), Ле-Пюи (1221), Кагор (1225), Марселе (1225), Бордо (1222-1230), Валансе (1230), Арле (1225-1231) и Нарбонне (1231). Лион был позднее заменен на Лимож, хотя он также был основан кем-то из Тулузы. Таким образом, новый монастырь возникал в среднем каждые шестнадцать месяцев. Такая динамика держалась на протяжении всего XIII века. Имеем доказательство, если бы кто-нибудь в нем нуждался, что внутреннее развитие Ордена Проповедников проходило независимо от политических, военных и церковных событий, которые в те времена с такой силой потрясали Лангедок.
Однако более чем динамизм нас интересует природа и качество проводимого в этих монастырях проповедничества. Сразу же можно заметить, что ни в одном из регионов, в которых существовали эти десять монастырей, основанных после 1219 года, не существовало острой необходимости борьбы с ересью. Таким образом, учение проповедников имело там характер позитивный и полный умеренности, как и во всем ордене. Совершенно иначе было в околицах двух ранее других основанных обителях – монастыря св. Романа в Тулузе и общины братьев, то есть «проповедничества в Пруйле». Следует, таким образом, чтобы мы взглянули ближе на оба этих примера и задали вопрос о сущности провозглашения Слова против ереси Проповедников в Лангедоке.
Отправить комментарий