Из книги Мари-Умбер Викера «Доминик и его братья-проповедники», Новое проповедничество Доминика и его братьев в Лангедоке, I. Всеобщее проповедование Божьего Слова, 2.
Конвент св. Иакова в Тулузе
Кроме того Доминик дал своим братьям необходимые стимулы и указания, чтобы обеспечить этому проповедничеству стиль «смиренного свидетельства». Не случайно перечисляя в Конституциях (I, 13) обязанности магистра новициата, он написал на первом месте: «Пусть формирует смирение сердца и плоти, и пусть старается вооружить ими новиция согласно словам – научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем».
Мы знаем, что в служении евангельского Слова существенным свидетельством является ежедневное упование на Провидение в принятии бедности, основанной на подаянии. Первоначально проповедник жил с подаяния только во время исполнения своей миссии, в то время как монастырь имел еще какие-то постоянные доходы. В 1220 году монастырь также должен был стать нищенствующим, а двое братьев собирающие средства начинали свой ежедневный обход. Упование на Провидение достигала в то время вершины. Булла, которую при случае этого принципиального поворота прислал Проповедникам папа, говорит об «унижении в добровольной бедности».
Это решение не осталось в сфере теории. На протяжении всего XIII века Проповедники в Лангедоке были действительно убогими и жили скромно с того, что собирали. Многократно иллюстрировалась сцена «ангельской трапезы». Братья, собравшиеся на трапезу, находят пустые столы и тогда двое таинственных пришельцев приносят им хлеб и фиги.
Подобным образом и их жилища были скромными и лишенными обеспечения. Монастырь св. Романа в Тулузе, первый из построенных св. Домиником, был довольно тесным, а церковь – маленькой. Когда в конце 1230 года братья поселились в саду Гарригес, их строения били также убогими. «Домики очень бедные, маленькие и низкие по причине нехватки места и средств». Первоначальная часовня, результат первых строительных работ (1230-1285), это крупное здание с двумя неравными нефами, плоской крышей с деревянным покрытием. Если даже оно и удовлетворяло основным потребностям жизни и служения Проповедников, то, однако не имело ничего общего с позднейшей, исполненной величия церковью св. Иакова (1285-1385). «Наши братья долгое время проводили там жизнь в тесноте и бедности, но зато ревностное, полностью посвященное имени Христа и проповедованию веры».
В подобной ситуации были и другие монастыри провинции. Поставленные в зависимость от человеческого благорасположения, они в высшей степени испытали на себе бедность и недостаток местного населения. Например, в 1285 году нельзя было в Провансе содержать школы. Это был неурожайный год, и означенные монастыри не были в состоянии прокормить шестерых или восьмерых студентов, которые должны были в них получать знания.
Нищенствующая бедность, однако, благодаря смиренному свидетельству благоприятствовала не только проповеди Слова Божьего. Она обеспечивала Проповедникам мобильность и независимость. Делала возможным поселяться в тех городах, где они были наиболее нужными и желанными. Содействовало это навязыванию тесных контактов Проповедников с людьми, среди которых монастырь действовал, и с кварталом, в котором он располагался. Также и папа, предлагая епископам служение Братьев Проповедников, «полностью предназначенных для проповеди Слова Божьего», подчеркивал старательно подобранными словами, что принося свои обеты, «они приняли бедность».
Отправить комментарий